В четверг случится то, чего более 13 лет ждал Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) – в шесть вечера по Москве перед гаагским правосудием предстанет «военный преступник №1», бывший президент Республики Сербской Радован Караджич.
Если судебный процесс над Караджичем не завершится через полтора года, то потом его будут судить в Сербии или Боснии и Герцеговине
Прошло полторы недели с того момента, как о поимке лидера боснийских сербов лично сообщил сербский президент, лидер Демократической партии Борис Тадич. Защита Караджича, которого МТБЮ обвиняет в геноциде боснийских мусульман, хорватов и других не-сербов, пыталась максимально отсрочить его выдачу. С этой целью адвокат Караджича сообщил, что отправил обычной почтой апелляцию в Окружной суд Белграда. Однако после известия о выдаче Радована Караджича Гааге защита призналась, что на самом деле никакой апелляции никуда не отправляла, а намеренно дезинформировала суд, чтобы он максимально долго ждал документ.
Появление Караджича перед судьями не означает начала судебного процесса. Как заявил накануне главный прокурор МТБЮ Серж Браммерц, суд начнется через несколько месяцев. Сторонам обвинения и защиты потребуется немало времени на подготовку к процессу. Тем более, никто сейчас не знает, что скажет сам Караджич в четверг. Он или признает, или отвергнет выдвинутые против него обвинения.
Также Браммерц заявил, что арест важен не только для жертв преступлений, которым «пришлось ждать так долго», но и для международного правосудия, так как доказывает: «альтернативы аресту военных преступников нет».
По словам прокурора, сейчас он изучает выдвинутое против Караджича в 1995 году и измененное в 2000 году обвинительное заключение (состоит из 11 пунктов). «Мы обеспечим, чтобы обвинение отражало новые факты и свидетельства, полученные судом в течение последних 8 лет», – сказал Браммерц.
Если Караджича осудят, ему грозит пожизненное заключение. Если он признает свою вину по всем пунктам, то судьям останется лишь определить меру наказания.
Обвиняемый вправе ответить не сразу, а в течение месяца. Об этом желании он сообщит при первом появлении перед судьями. Молчание расценивается как несогласие с обвинениями.
Не обойдется и без формальных процедур. Караджич должен подтвердить свою личность, рассказать о жалобах на здоровье, если таковые имеются, и условиях содержания в тюрьме ООН в Гааге. С самочувствием у него должно быть все в порядке. После сенсационного задержания Караджича выяснилось, что он спокойно жил в Белграде по поддельному паспорту на имя Драгана Дабича. Отпустив длинные волосы и окладистую бороду, занялся знахарством, избавляя больных от серьезных недугов. При этом он публиковался в медицинских изданиях, посещал семинары и выезжал за границу. Сообщалось, что он побывал в России. Адвокаты ранее сообщали, что их подзащитный находится в хорошей физической форме.
Также Радовану Караджичу предложат назначить себе адвоката или выбрать адвоката из кандидатур от МТБЮ. Согласно правилам трибунала, обвиняемый может защищать себя самостоятельно, но это право не абсолютно, и судьи могут в нем отказать.
Сообщалось, что Караджич намерен защищать себя самостоятельно. Таким образом, с пунктами обвинения он вряд ли согласится и попытается максимально затянуть процесс, как это в свое время делал последний президент Югославии Слободан Милошевич, который скоропостижно скончался в гаагских застенках.
Мандат на работу МТБЮ истекает в 2010 году. Продлить мандат может только Совбез ООН, где у России есть право вето. Причем Москва неоднократно высказывала претензии в адрес Международного трибунала и требовала его досрочного роспуска. Вряд ли Москва передумает, поэтому МТБЮ будет распущен, а незаконченные дела попадут в местные суды. Если судебный процесс над Караджичем не завершится через полтора года, то потом его будут судить в Сербии или Боснии и Герцеговине. Массовые акции протеста, а также заклеенные плакатами улицы в поддержку Радована Караджича демонстрируют, насколько сильно его влияние на Балканах.
Для затягивания времени Караджич будет требовать вызвать в суд многочисленных свидетелей и каждого допрашивать лично. Также он может жаловаться на здоровье и настаивать на переносе заседаний.
Однако в Гааге это прекрасно понимают и ранее заявляли, что процесс над Караджичем не будет похож на суд над Милошевичем. Один из главных методов – отказать Караджичу в праве защищать себя самостоятельно.
Во время суда Радован Караджич будет находиться в гаагской тюрьме ООН, где ему выделена отдельная тюремная камера с кроватью, рабочим столом, компьютером (без Интернета) и парашей.
В тюрьме он может смотреть телевизор, читать, заниматься спортом, много времени проводить на воздухе во внутреннем дворе, звонить по телефону, общаться с другими заключенными, принимать посетителей и готовить еду на общей кухне.
В тюрьме есть медицинское отделение, в котором работает дежурный врач с помощником. При необходимости к пациентам приглашаются врачи, специализирующиеся в той или иной области (Милошевичу это не помогло).