Положительный эффект от реализации нацпроекта «Доступное жилье» россияне должны почувствовать через полтора-два года. Однако, как сказал депутат, это при условии, что «правительство все-таки возьмется за ум и активнее начнет работать» над этим проектом.
- Мартин Люцианович, национальный проект «Доступное жилье» существует уже не первый месяц, однако ощущения, что жилье стало доступнее, не появилось. Почему?
Ситуация такова, что объемы выданных кредитов начинают снижаться из-за того, что граждан не устраивает стоимость жилья
- Как вы помните, президент Владимир Путин недавно объявил, что объем ипотечных кредитов вырос в 6 раз.
- Президент еще сказал, что это «лукавая цифра»…
- Да, сказал, но ведь цифра на самом деле не лукавая. Она соответствует приложенным усилиям. И эта цифра появилась благодаря принятию законопроектов в этой области.
- По вашим прогнозам, объем ипотечных кредитов будет и дальше расти такими темпами?
- Я бы не стал делать сейчас такие прогнозы. Ситуация такова, что объемы выданных кредитов начинают снижаться из-за того, что граждан не устраивает стоимость жилья. Мало того что оно очень дорогое, так его еще и очень мало. По этому году 50% из числа людей, которые хотели взять кредит, отказываются от ипотеки, поскольку не могут найти жилье, соответствующее их возможностям.
- Как реализация этого нацпроекта повлияет на стоимость жилья?
- Уже со второй половины года произойдет существенное замедление темпов роста стоимости жилья.
- Насколько существенно? Ведь, например, в Москве цены на квартиры в начале года росли по 8–9% в месяц?
- Осенью будет фоновое повышение, я думаю, примерно 1–2% в месяц.
- Это по России?
- Это и по Москве.
- Сколько должна зарабатывать семья, чтобы позволить себе ипотеку?
- По расчетам наших строителей, совокупный доход должен быть не меньше 50 тыс. рублей в месяц. Это для Подмосковья.
Мартин Шаккум (фото: ruseconomy.ru) |
- Пока да. Готовое жилье сегодня стоит очень дорого. Мы только нащупываем те механизмы, которые могут помочь в приобретении жилья по ипотечным схемам на стадии строительства. Хотя надо сказать, что в Москве ипотека – это проблема, а в регионах – действительно единственный способ приобрести квартиру. В регионах больше действует различных преференций по уплате первоначального взноса со стороны администрации, по погашению части процентной ставки кредита.
- Ставки по ипотечным кредитам будут как-то меняться?
- Как известно, ожидается снижение темпов инфляции. И за счет этого будет снижение ставки кредитования.
- Вы хотите сказать, что банки будут снижать ставку по ипотечному кредиту в соответствии с падением уровня инфляции?
- Да.
- И такая договоренность с банковским сообществом уже есть?
- Да.
- Появилась информация, что в нацпроекте «Доступное жилье» предпочтение будут отдавать малоэтажным домам или даже строительству одноэтажных деревянных построек. Так ли это?
- На сегодняшний день действительно очень много говорится, что нужно развивать малоэтажное жилищное строительство. Однако стоимость малоэтажного и одноэтажного индивидуального жилья пока выше стоимости возведения многоэтажного жилья. И те цифры, которые сегодня называются нашими высокопоставленными чиновниками, – 350 долларов за квадратный метр – это те цифры, которые отражают себестоимость на стадии строительства жилого дома с самыми скромными технологическими параметрами.
А сюда необходимо добавить стоимость коммуникаций и сетей, а это порядка 120–150 долларов. Сюда надо добавить уровень рентабельности строительной организации, то есть еще 150 долларов. Добавьте еще сюда стоимость участка – 100 долларов за квадратный метр. Вот уже получается минимум 720 долларов за «квадрат». И это цена индивидуального строительства в дальней губернии.
- А, например, в Подмосковье?
- Со стоимостью земли это минимум 1000 долларов за квадратный метр.
Стоимость одноэтажного индивидуального жилья пока выше стоимости возведения многоэтажного жилья (фото ИТАР-ТАСС) |
- Почему возникают тогда разговоры об одноэтажном строительстве?
- Потому что на него есть большой спрос. За последние 12 лет объем малоэтажного индивидуального жилищного строительства увеличился в четыре раза. Но то малоэтажное жилье, о котором говорят эти чиновники, возводится по каркасной технологии. Основной материал для таких домов – так называемая ориентированная стружечная плита. В России она не производится. В основном ее производство идет в США и Канаде. Если бы эту плиту производили в России, то ее стоимость составляла бы 80–100 долларов за кубический метр. А она у нас стоит 400–500 долларов за кубический метр.
- Значит, пока идея о каркасном строительстве существует на уровне разговоров?
- Чтобы производить эту плиту, нужны серьезные заводы, которые стоят от 60 млн. долларов. А пока речь идет о закупке домостроительных комбинатов, которые будут импортировать эту плиту.
- То есть это малоэтажное жилье тоже не будет дешевым?
- Пока нет.
- Как вы относитесь к идее государственного регулирования цен на жилье?
- Отрицательно. Квартира – это не тот продукт, где можно административно регулировать цены. Можно косвенно влиять на ценообразование, но не более. Хотя опыт такой есть в ряде стран ближнего зарубежья. Но и там цену жилья ограничивают через различные преференции.
- То есть это не выход?
- Это больше навредит, чем поможет.
- Можно уже сейчас сказать, когда мы почувствуем положительный эффект от реализации нацпроекта «Доступное жилье»?
- Я думаю, что нужно полтора-два года, чтобы почувствовать эффект и получить стабильные цены на рынке. И, опять же, о сроке в полтора-два года можно говорить лишь в том случае, если правительство все-таки возьмется за ум и активнее начнет над этим работать. Правительство в самом начале, в 2004 году, вообще устранилось от участия в принятии жилищного пакета. Работала администрация президента, работала Госдума.
- А без постановлений правительства можно реализовать этот нацпроект?
- Нет.
- Сколько постановлений нужно принять и сколько принято на данный момент?
- Нужно принять порядка 70, а принято около 15. Нужно эффективнее, четче и согласованнее реализовывать этот проект. Мы не сможем реализовать проект, пока им занимаются так, как это делает межведомственная рабочая группа под руководством Владимира Яковлева. Ведь, по сути, это общественный орган, где все работают по совместительству. Я уверен, что необходимо создавать дирекцию по реализации этого нацпроекта. Пусть это будет в составе какого-нибудь министерства, но это действительно должны быть реально ответственные люди, которые занимаются только этим, а не по совместительству, как сейчас.