Эфиопия, поддерживающая признанное на международном уровне правительство в городе Байдоа, до последнего времени ограничивалась направлением военных советников. Однако осада исламистами Байдоа вынудила эфиопов перейти к решительным действиям.
Если Эфиопии удастся захватить часть территории Сомали, то она столкнется с партизанским движением
На помощь сомалийскому правительству в субботу выдвинулись эфиопские танки, а в воскресенье бомбардировщики ВВС Эфиопии провели штурмовку позиций боевиков. В понедельник бомбардировке оказались подвергнуты международный аэропорт Могадишо и крупнейший военный аэродром, находящиеся в руках исламистов.
Министерство информации Эфиопии официально признало, что страна ведет боевые действия против сомалийских повстанцев. «Эфиопия решила воспользоваться своим правом на самооборону. Мы не можем более терпеть провокации и нападения экстремистов», – говорится в официальном заявлении.
За два дня вооруженных столкновений с правительственными войсками исламисты потеряли до 500 боевиков, а еще 280 были взяты в плен, в их числе оказались экстремисты из Пакистана, Афганистана и Судана. Чтобы в страну не проникали боевики, которых Союз шариатских судов призывает начать джихад против Эфиопии, правительство Сомали объявило о закрытии границ и обратилось к международному сообществу за содействием.
Две недели назад Совет Безопасности ООН дал право Африканскому союзу и Межправительственной организации по сотрудничеству в продвижении мирного процесса в Сомали (ИГАД) начать создание и подготовку на территории страны войск, которые должны будут обеспечивать безопасность переходного правительства, отменив введенное в 1992 году эмбарго на поставку в страну вооружений. Однако пока в этом направлении ничего не предпринято.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что, по его мнению, активизировать военные действия против сомалийских повстанцев Эфиопию побуждает Запад. «У Запада нет никакого желания самому лезть в этот регион, ему и без того хорошо», – иронизирует эксперт.
Западные страны, по словам Храмчихина, могут оказать значительную техническую помощь эфиопской армии, и без того являющейся одной из самых сильных в Африке и имеющей тотальное превосходство над сомалийскими исламистами как в воздухе, так и на земле.
Призыв сомалийцев к джихаду останется безответным, прогнозирует эксперт, так как Сомали изолирована от других исламских стран, а Запад поможет Эфиопии в установлении морской блокады. Но если эфиопам и удастся захватить часть сомалийской территории, то они столкнутся с партизанским движением, с которым регулярной армии бороться традиционно тяжело.
Замдиректора Института Африки РАН Владимир Шубин пояснил гезете ВЗГЛЯД, что многие сомалийцы болезненно воспринимают действия эфиопских войск, поскольку помнят о войне этих стран в 1977–78 годах.
Главную опасность в данный момент, по мнению африканиста, представляет возможная интернационализация конфликта. Сейчас на стороне исламистов воюет до двух тысяч эритрейцев, уже имеющих опыт боевых действий против Эфиопии. Но говорить о том, что Эфиопия ведет войну против ислама, по словам Владимира Шубина, нельзя, поскольку до половины населения страны исповедует эту религию.