США считают, что «иранская программа ядерных вооружений представляет очевидную угрозу международному миру и безопасности» и хотят закрепить это определение в преамбуле проекта резолюции СБ ООН, который обсуждается сейчас в Нью-Йорке в рамках «шестерки» (пять постоянных членов СБ и Германия).
Что же касается российских поправок, то в них, как стало известно журналистам, вообще отсутствует упоминание о Бушере
Такого положения, фактически подводящего резолюцию под действие «силовой» главы VII Устава ООН, нет в первоначальном проекте резолюции, представленном европейской «тройкой» (Великобритания, Франция и Германия), а также в поправках к нему, предложенных Россией.
Как следует из американских поправок к проекту резолюции, копия которых попала в распоряжение ИТАР-ТАСС, США также хотели бы создать параллельный механизм контроля над выполнением санкций, предусмотренных европейским проектом.
Вашингтон хочет, чтобы, помимо предусмотренного европейским проектом Комитета СБ ООН по санкциям, генеральный секретарь ООН учредил бы на период в полтора года наделенную широкими функциями комиссию из пяти экспертов.
Она фактически контролировала бы осуществление режима санкций государствами-членами. В частности, предлагается наделить ее полномочиями расследовать любые нарушения такого режима, представлять Комитету СБ ООН по санкциям рекомендации по ужесточению этого режима, анализировать доклады, поступающие в Комитет СБ от государств-членов о выполнении ими данной резолюции, и др.
Как и европейцы, США предлагают вывести из-под действия санкций строящуюся при содействии России АЭС в Бушере, в том числе поставки материалов и оборудования, технологий, перевод финансовых средств, связанных с сооружением данного объекта.
Вместе с тем из содержания проекта явно вытекает, что все эти исключения распространяются лишь на период строительства АЭС и не охватывают поставки РФ ядерного топлива для ее эксплуатации. Согласно проекту вся такая деятельность должна заблаговременно быть одобрена Комитетом СБ в каждом отдельном случае.
Что же касается российских поправок, то в них, как стало известно журналистам, вообще отсутствует упоминание о Бушере. По словам постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, этот проект имеет сугубо гражданский характер, осуществляется в строгом соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия и не имеет никакого отношения к существу данной резолюции.
Россия также считает, что санкционные меры должны ограничиваться исключительно деятельностью, связанной с обогащением урана, реакторами на тяжелой воде и разработкой систем доставки ядерного оружия.
В европейском проекте и в американских поправках к нему содержится запрет на зарубежные поездки иранских физических лиц, имеющих отношение к ядерным и ракетным программам, а также замораживание их финансовых активов. Россия считает, что такие положения должны быть исключены из текста.
Прибывший в пятницу на переговоры в Москву секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани, заявил, что если поправки России к резолюции СБ ООН по иранской ядерной проблеме не будут приняты, то это повлияет на отношения Ирана с МАГАТЭ.
«Принятие резолюции по Ирану в Совете Безопасности ООН не внесет изменений в решение иранской стороны, - подчеркнул он. - Мы изучили пакет предложений «шестерки» и дали ответ на поставленные вопросы. Мы считаем, что лучшим решением иранского вопроса являются переговоры».
Лариджани также заверил, что вопрос о создании совместного предприятия с Россией по обогащению урана «был и остается». «Обсуждение этого проекта не прекращалось», - подчеркнул он.
Последний раунд неофициальных консультаций «шестерки» по проекту иранской резолюции прошел в четверг в Нью-Йорке. Однако, по словам его участников, в ходе него никакого прорыва или сближения позиций сторон не произошло. Следующий раунд состоится в понедельник, 13 ноября.