Соперник Ходорковского на выборах в Госдуму лидер Социал-демократической партии Владимир Кишенин дал эксклюзивное интервью газете ВЗГЛЯД.
В Социнтерн входят 160 партий из 130 государств, при этом 64 руководителя партий являются руководителями государства
– Владимир, с чем связано ваше заявление об участии в выборах?
– Недавно состоялось расширенное заседание секретариата СДПР, на котором мы приняли это решение. 24 сентября пройдет конференция московской организации, где будет принято решение об утверждении списков на выборы в Мосгордуму. Мы будем выставлять кандидатов по всем 15 одномандатным округам. Кроме того, я, как председатель партии, иду по Университетскому округу на довыборах в Госдуму и возглавляю список партии на выборах в Мосгордуму. Мы ни с кем объединяться не будем, идем самостоятельной колонной. Объединяться нам не с кем, с коммунистами нам не по пути, потому что сейчас они поддерживают ультралевые лозунги: отобрать, разделить и поделить.
У нас для каждого из 15 избирательных округов будет совершенно четкая позиция, зависящая в первую очередь от местных условий. Потому как то, что волнует северо-запад, может совсем не интересовать юго-восток. Когда я пришел к управлению партией, то сразу сказал, что СДПР будет строиться по региональному принципу, потому что в нашей большой стране интересы Мурманска и Ставрополья не совпадают. Поэтому надо учитывать два основных момента для продвижения идей социал-демократии: особенность каждого избирательного участка и проблемы именно этого региона или территориального образования.
- Как вы оцениваете свои перспективы на московских выборах?
– Я знаю, что будет очень тяжелая борьба. Успех зависит от того, что будет с Лужковым. Ведь Лужков был социал-демократом два срока, не забывайте. Все его усилия шли по социал-демократическому пути. Сейчас он пошел по списку «Единой России», но это веление его времени или его души – я не могу сказать.
- Лидер «Единой России» Борис Грызлов недавно заявил, что «Единая Россия» собирается взять все места в Мосгордуме.
– Ну хотеть не вредно, вредно не хотеть. Мы сегодня видим «Единую Россию» – это отнюдь не монолитная команда. Наши идеи на выборах будут очень простые: если европейский Запад, где идеи социал-демократии являются главными, живет хорошо, то почему мы не можем жить как на Западе? Социал-демократия базируется на собственнике. И Запад развивается потому, что средний и малый бизнес занимает 75-80% в экономике государства. У нас – 15-17%. И нет льгот, нет стимула для развития. Опыту социал-демократов можно и нужно учиться. Всего один пример: в Социнтерн входят 160 партий из 130 государств, при этом 64 руководителя партий являются руководителями государства. Есть о чем говорить? Если есть чему учиться – надо учиться.
– Как вы относитесь к тому, что вашим конкурентом на довыборах в Госдуму будет Ходорковский?
– Это интересно. Честно говоря, я не хочу заниматься критиканством: комментировать соперников – не мой метод. Кроме того, не в моих правилах бить лежачих. Меня Ходорковский не пугает, мне даже будет интересно с ним поспорить. Представитель Социал-демократической партии, бизнесмен, а также представитель спецслужб, которым я отдал 20 с лишним лет, - это я, и мне будет интересно поговорить с бизнесменом новых взглядов. Что касается того, что Университетский округ Москвы называют либеральным, то я считаю, что его избирателей уже обманули несколько раз, обещав европейский уровень жизни. Мы обещать не будем – мы имеем конкретные рецепты для дальнейшей деятельности.
Я скажу так. Социал-демократическая партия – это партия трезвой оценки своих возможностей. Это не оппозиционная партия, а партия конструктивного диалога с властью. Мы можем критиковать только тогда, когда у нас есть свои предложения. Другое дело, когда власть не слышит твоего голоса. Тогда нужна трибуна. Социал-демократическая партия России должна быть представлена в Госдуме, причем не важно, кто будет у руля в этой партии. Должно прийти другое поколение людей. А пока у нас вроде как и Хакамада – социал-демократ, и Исаев – социал-демократ, и Рогозин – социал-демократ. На самом деле есть только одна Социал-демократическая партия – наша, и у нас есть представитель в Социнтерне, который отстаивает там интересы России.
Лидер Социал-демократической партии Владимир Кишенин |
– Рогозин сейчас пытается подать на меня в суд, потому что я написал письмо о том, что нельзя принимать в Социнтерн Рогозина и партию «Родина», потому что они высказывают национал-шовинистические лозунги. Это реальность. И я против нового лозунга «Родины» «Москва для москвичей». Это национал-популизм. Я согласен, что в России, где 80% русского населения, – базовая культура должна быть русская, но зачем ущемлять интересы других людей?
- Что касается либералов, то вы в них видите конкурентов, союзников или противников?
– Кто сейчас является либералом? Чубайс и «Яблоко»? Где результаты их работы? У них есть программа развития? Кстати, вы слышали программу «Единой России»? Я ее не слышал и по сей день. И никто не слышал. А у нас программа есть уже давно, мы ее лишь корректируем с учетом того, что партия должна развиваться в первую очередь в регионах, а центр должен только регулировать деятельность, и не более того.
– Если вы выиграете выборы в Госдуму, вы будете пытаться формировать там социал-демократическую фракцию?
– Формирование фракции СДПР в Госдуме – хорошая платформа для того, чтобы объединить людей. Для меня это принципиальный вопрос. Это будет старт Социал-демократической партии на федеральном уровне. Мы хорошо прошли местные выборы в Брянске, в Туле, Вологде. Из 402 кандидатов в депутаты муниципальных образований мы провели 293. Мы за два месяца с нуля набрали в Рязани рейтинг в 28%. Поэтому к народу нужно быть поближе. Когда с народом начинаешь говорить, когда выходишь в зал и не прячешь свои глаза – тогда и есть результат.
– Из каких фракций, как вы представляете, люди будут переходить к вам?
– Естественно, из фракции Бабурина, я в этом даже особо сильно не сомневаюсь. В Думе есть также много независимых депутатов, с которыми я бы хотел найти общий язык. Все они испытывают сегодня трудности с тем, что выборы в Госдуму будут уже через два года, а они не состоят в партии. Мой подход прост: если у вас есть уважение в регионе, то давайте обсуждать сотрудничество.
– Какие задачи-максимум вы видите для партии на ближайшее время?
– Я собираюсь к лету следующего года рейтинг партии довести до рейтинга «Родины». Вот моя главная задача.
– Будет ли это возможно без участия партии в федеральных выборах?
– Выборы в Госдуму будут всего через два года. Но мы сейчас участвуем в местных выборах в Чечне, там уже 6,5 тысячи членов нашей партии, и я думаю, что там наше участие будет успешным. Также мы участвуем в выборах в Калининграде, в Южно-Сахалинске, в Новосибирске и Челябинске. Ну и, конечно, выборы в Мосгордуму.
– Как складываются ваши отношении с властью и президентом?
– Я считаю, что Владимир Путин – социал-демократ. У нас точки зрения совпадают по многим вопросам. Я знаю, что ему тяжело управлять такой махиной, где не все, к сожалению, подчиняется его власти. Что касается Кремля, то мне они нравятся, мне они ничего плохого не делают, да и я им тоже ничего не хочу делать. Что касается правительства, то я считаю, что правительство это прежде всего исполнительный орган и оно ответственно за свои деяния. Когда Греф говорит, что все надо продать, а потом просить у частных собственников, то это заканчивается тем, что сегодня мы не можем контролировать рынок нефтепродуктов. Почему? Да потому что все отдали. И теперь отдельным людям принадлежит то, что принадлежало миллионам.
– Помогает ли ваш бизнес в политической деятельности?
– Я после увольнения смог создать большую компанию, которая имеет 26 филиалов в России. В этом отношении я много достиг. Помню, когда в ходе подготовки к выборам Глазьев приезжал на орловский завод «Стекломаш», говорил: «Володя, что еще надо, завод работает…» Я говорю: «Не только работает, но и показатели растут». Он говорит: «Ничего себе…» Один-единственный завод остался в России по производству оборудования для стекольной промышленности – это завод «Стекломаш», который принадлежит моей компании.
– То есть теперь, имея опыт работы в органах и в бизнесе, вы хотите реализовать себя в политике?
– Мотив простой – за державу обидно. Поймите меня, я человек достаточно богатый, создал себя сам. Мог бы давно уехать и жить на Багамах. Но рынок совести не отменяет, поэтому я готов помочь людям стать успешными. Еще раз скажу – за державу обидно. Вопрос один - если все у нас есть, то почему мы так плохо живем? На мою пенсию в 5 тыс. рублей в Москве не проживешь. Я должен был выживать, и я выжил. Выжил, возглавил один избирательный блок, теперь возглавил и партию, и я думаю, что мы доведем ее до победного финала.
Досье
В июне 2003 года Владимир Кишенин, полковник в отставке, кандидат политических наук, был избран лидером Партии социальной справедливости, а на объединенном съезде 16 сентября того же года избран лидером избирательного блока «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости», который получил на выборах в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации в декабре 2003 года 3,2%. Годом позже Кишенин был избран председателем Социал-демократической партии России, сменив на этом посту Михаила Горбачева. Сейчас СДПР насчитывает в своих рядах около 200 тысяч человек.