О главной новости недели СМИ сообщили уже в понедельник: президент Путин осуществил ряд важных назначений в правительстве и администрации. Комментаторы сначала взяли паузу, а потом стали дружно обсуждать начало новой операции «Преемник». Причем в вопросе о том, кто именно предполагается на роль преемника, возникли очевидные разногласия. Одни считают, что на эту роль выдвинут ставший первым вице-премьером Дмитрий Медведев, другие – Сергей Иванов, а отдельные горячие головы заговорили о том, что в «кандидаты Кремля – 2008» выдвинут новый руководитель президентской администрации Сергей Собянин.
Без особых прорывов
Ситуация, когда крупнейшая держава выступает как обычный контрагент в коммерческой сделке с частной фирмой, выглядит несколько абсурдно
Представляется, что эксперты несколько забегают вперед. В том, что партия власти готовит как минимум одного кандидата на место преемника, мало кто сомневается. Но есть очень сильное ощущение, что цель последних перестановок совершенно иная, а именно – вернуть правительству политический вес, который в последнее время был очень сильно ослаблен.
При таком подходе становится понятна цель назначения на ключевые посты в исполнительной власти таких политических тяжеловесов, как Иванов и Медведев. Более того, довольно очевидно и новое распределение полномочий. Судя по всему, Медведев будет в рамках национальных проектов курировать социальную сферу и АПК, Иванов – ВПК, а Александр Жуков (его вице-премьерства никто не отменял) – макроэкономический блок. Таким образом, следует говорить об укреплении «властного кулака» в исполнительной власти, хотя и без особых прорывов.
Трудно назвать прорывом и азиатское турне российского президента. Правда, такой цели никто в Кремле и не ставил. Хотя уже сейчас понятно, что определенных успехов здесь достичь удалось. В первую очередь в сфере экономики: это относится и к встречам с руководством Турции и Италии в Самсуне, и, конечно же, к саммиту АТЭС в южнокорейском Пусане.
При этом если в Пусане речь шла о вопросах общих, то в ходе турецкого визита обсуждались проблемы вполне практические. Речь идет о расширении географии поставок российского газа как на южноевропейский рынок (Балканы, Италия), так и в Израиль. Последний проект многие называли несколько утопическим, но похоже, что вопрос уже переходит в практическую плоскость. Все это (включая южнокорейский саммит) позволяет говорить о росте влияния России в современном мире.
Не в пользу фирмы
Глава компании Noga Trading Нессим Гаон (фото ИТАР-ТАСС) |
Хотя попытки поставить под сомнение это влияние не прекращаются. Одним из примеров этому стал арест швейцарскими судебными приставами картин из коллекции Пушкинского музея. Пресловутая история с компанией Noga Trading никак не получит своего завершения – хотя, казалось бы, давно пора.
В самом деле, ситуация, когда крупнейшая держава выступает фактически как обычный контрагент в коммерческой сделке с частной фирмой, выглядит несколько абсурдно, что и приводит к малоприятным коллизиям, подобным нынешней.
Да, в очередной раз все решилось не в пользу фирмы г-на Гаона, но, как говорится, «осадок остался». Будем надеяться, что в ближайшее время конфликт получит окончательное разрешение в международных судебных инстанциях. А с теми, кто подписывал кабальные соглашения с российской стороны, неплохо было бы разобраться в суде отечественном: это позволит поставить точку в, прямо скажем, весьма неприятной истории.
Базы данных
Впрочем, пока отечественные правоохранители занимаются делами менее глобальными – зато куда более современными. На прошлой неделе в ФСБ РФ сообщили о задержании группы лиц, причастных к распространению похищенных из ФНС электронных баз данных российских налогоплательщиков.
Операция, судя по всему, была проведена весьма масштабная и успешная, но есть в этой истории один момент, который несколько смущает. Бодрые рапорты спецслужбистов в телевизионных новостях сопровождались в первую очередь картинами захвата криминальной продукции на всем известных компьютерных рынках. Наряду с распространителями задержать удалось и производителей. Но если по производителям контрафактной продукции и впрямь нанесен серьезный удар, то с коррумпированными чиновниками, готовыми продавать секретные сведения, все обстоит существенно хуже.
А вот в Воронеже, откуда последнее время тоже нередко поступала информация из области криминальных сводок, на сей раз царило всеобщее благолепие: известный шоумен Иван Демидов представлял здесь «Молодую гвардию». Фактически речь идет о новом бренде «Молодежного Единства». Мероприятие почтили своим присутствием спикер Госдумы лидер «Единой России» Борис Грызлов и ряд других высокопоставленных гостей.
Пока трудно сказать, сколь эффективной окажется деятельность младоединороссов под новым брендом. Однако вполне очевидно другое: Кремль очень хорошо усвоил прошлогодние уроки Киева. На фоне «Молодой гвардии» в сочетании с «Нашими» и ЕСМ все оппозиционные молодежные движения, вместе взятые, выглядят даже не маргиналами, а карликами – хотя бы с точки зрения численности. И создание «Молодой гвардии», судя по всему, станет последним гвоздем в гроб так толком и не родившегося российского майдана.