В первый день осени в Польше вступает в силу закон о декоммунизации.
По всей стране будут переименованы почти полторы тысячи улиц и площадей, названия которых так или иначе связаны с социалистической эпохой.
Все большим влиянием в политической жизни самой Польши пользуется Германия
И, похоже, топонимикой дело не ограничится. В Сейме уже сложилась депутатская группа, которая предлагает дополнить закон нормой, разрешающей демонтаж всех памятников советским воинам-освободителям.
Тому, кто хотя бы в общих чертах знаком с новейшей историей Польши, эта кампания по борьбе с собственным прошлым живо напомнила волну сноса православных храмов, прокатившуюся в 1920-х годах по польским регионам, ранее входившим в состав Российской империи. Находившиеся тогда у власти польские националисты были чуть ли не самыми радикальными в Европе врагами большевиков, что не мешало им обходиться с русским наследием в духе советской власти.
Так, например, Варшава лишилась красивейшего памятника, самого высокого здания в польской столице, Александро-Невского собора, возведенного по проекту Леонтия Бенуа.
По иронии судьбы до сих пор самым высоким зданием в Польше является «сталинская высотка» Дворца культуры и науки, возведенная в Варшаве в первой половине 1950-х советскими строителями на советские же средства, как подарок от СССР братской социалистической Польше.
Естественно, что в Польше нынешней уже звучали, причем на самом высоком уровне, голоса о необходимости сноса и этого архитектурного памятника.
Показательно, что в то время, в первой половине XX века, пока поляки сносили православные храмы и всячески стирали следы своего пребывания в Российской империи и вынашивали вполне реальные планы войны с Советским Союзом, у них за спиной появилась и окрепла сила, которая в очередной раз поставила свой черный крест на существовании Польши.
И после этого за восстановление ее государственности в недосягаемых ранее для поляков границах отдали жизни 600 тысяч советских солдат. Напоминанием об этом режут глаз нынешним декоммунизаторам монументы павшим в той войне.
И если бы дело ограничивалось только памятниками и только борьбой с прошлым! Все мы знаем многочисленные примеры откровенно недружественных действий официальной Варшавы в адрес нашей страны.
Это и перманентные отказы польской юстиции в выдаче России беглых преступников, среди которых жулики и мошенники всех мастей, лидеры ОПГ и убийцы. И истерические призывы властей к союзникам по НАТО насытить страну вооруженными силами альянса.
И совершенно нелепая отмена режима малого приграничного перемещения (МПП) с Калининградской областью, ударившая в первую очередь по жителям соседствующих с Россией воеводств.
Сегодня в сопредельном государстве не осталось ни одного более-менее значимого политика, не заявившего о своей жесткой антироссийской позиции. Позиция эта воспитывалась у польской элиты не год и не два. Десятилетия. В охоте на ведьм дело дошло до того, что даже лидеров знаменитой «Солидарности» обвинили в лояльности к России и вытолкали с политической сцены.
А тем временем все большим влиянием в политической жизни самой Польши пользуется Германия.
По итогам многолетней усердной борьбы с тяжелым советским наследием и не менее вредоносным российским влиянием у власти в сопредельном государстве остались только две влиятельные силы.
Претендующая на звание либеральной партия «Гражданская платформа», по мнению экспертов, представляет не столько своих избирателей, сколько интересы западной соседки.
Неслучайно их главные конкуренты из националистической партии «Право и Справедливость» в прошлом году, чтобы прийти к власти, повели себя прагматично.
В рамках избирательной кампании они оставили антироссийские лозунги оппонентам, а сами, жалуясь на засилье в стране немецкого капитала, стали направо и налево раздавать избирателям обещания социалистического толка.
Впрочем, сама «Право и Справедливость» ушла от своих оппонентов недалеко: партия получает ощутимую подпитку из США.
Но сама эта смена риторики симптоматична. Похоже, что немалая часть польских граждан начинает уставать от бесконечной русофобии своих элит.
По всей Польше простые граждане борются за уважительное отношение к прошлому. Потомки солдат Армии Людовой (и не только они) отчаянно бьются за сохранение военных мемориалов.
В приграничных с Калининградом Повятах местные жители собирают подписи с требованием к правительству восстановить режим МПП.
Есть ли возможность в ближайшее время качественно улучшить российско-польские отношения? Не стоит питать иллюзий, обвинения России во всех тяжких со стороны Дуды и компании продолжатся и далее.
Однако, судя по отмеченным тендециям, есть шанс, что уже в рамках следующей кампании к власти в стране придут люди, способные на конструктивный и добрососедский диалог с Россией.
Особенно если в самой России найдутся силы, способные наладить диалог со здоровой частью польского общества, игнорируя мнение прозападных элит.