Священное Писание называет Господа Иисуса «Ходатаем». Но что это значит?
То, что совершил Христос, Его совершеннейшее послушание Отцу перед лицом преследований, невыносимых страданий и смерти, по правому суду Божию бесконечно велико
Пророчество Исайи говорит о том, что «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12) Апостол Иоанн говорит: «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.(1Иоан.2:1–2)», а святой Апостол Павел пишет: «кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:33,34)».
Что значит «ходатайствовать»? В нашем языке это слово тащит за собой шлейф ассоциаций, едва ли применимых к Богу.
«Ходатайствовать» – значит пытаться как-то воздействовать на суд, добиваться, чтобы шестеренки машины правосудия крутились как надо, или, наоборот, чтобы они не крутились – если речь идет о попытках выгородить виновного. В интернете можно видеть, как люди ходатайствуют за тех или иных лиц, по их убеждению, осужденных неправильно (или чрезмерно сурово). Но Божьему суду не нужно напоминать, чтобы Он судил по правде; его бессмысленно склонять к неправосудию в пользу виновного; Его не нужно поправлять или добиваться от него правды – Он никогда не бывает заблуждающимся или неправосудным. Подкуп, пристрастность, судебные ошибки, неосведомленность о важных деталях дела тут совершенно невозможны.
Другая ассоциация, которая у нас может возникать, – это попытка переменить чье-то настроение, «уломать» кого-то, кто не слишком-то к нам расположен, скорее даже раздражен против нас.
Тут мы находим подход через кого-то, кто вхож к нужному нам человеку и может заступиться за нас – мол, да ладно, хватит тебе дуться...
Все это, конечно, неприменимо к Богу. Бог – Судия праведный. Он всегда знает всю истину. У Него не бывает необоснованно плохого настроения, на которое можно повлиять, поговорив с Ним по душам. Бог всегда судит праведно и не может судить иначе.
Знаем ли мы, что будет праведный суд Божий? Предупреждены ли мы об этом? Да, и святой Апостол Павел в Послании к римлянам указывает на два источника, из которых мы знаем о грядущем Суде. Во-первых, это наша собственная склонность осуждать других людей. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. (Рим.2:1)». Порицая кого-то другого, утверждая, что он поступил плохо и заслуживает осуждения, я тем самым неизбежно утверждаю наличие закона, который он должен соблюдать, но не соблюдает. Он не должен был так себя вести.
Но, признавая существование такого закона, которому люди должны подчиняться, я неизбежно делаю и себя подсудным. Ты же знал, что злословить дурно – во всяком случае, ты гневно осуждал тех, кто злословил тебя или твоих друзей – значит теперь, когда ты сам злословишь других, ты не можешь отговориться незнанием. Никто не может сказать, что он не знал Закона – отлично знал, когда речь шла о том, чтобы осудить других!
Другой источник – это совесть, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2:14,15)»
Мы знаем, что мы, люди, нравственно ответственные существа. Бог почтил нас Своим образом и сделал нас способными совершать выбор, который имеет нравственное значение. Мать, которая выхаживает тяжелобольного ребенка, отец, который от них сбежал, совершают выбор, который имеет значение перед Богом; она – подвиг, он – предательство.
Каждый из нас склонен затуманивать реальность этого выбора миллионом отговорок – «все так делают», «имею же я право», «а ты кто такой, чтобы судить?» (подобный тебе грешник, но тебе-то какое облегчение от этого?) – но наступит момент, когда труба вострубит, и все наши отговорки исчезнут, мы увидим истину, которую прятали от других – и, очень часто, от себя. Суд будет тем моментом, когда мы больше не сможем спрятаться от истины о том, что мы сделали и во что мы себя превратили.
Это очень пугающая истина – потому что любой сколько-нибудь трезвый взгляд на себя может убедить нас в том, что мы осуждены.
Мы не достойны войти в Царство Божие. Может ли Бог просто проигнорировать наши грехи? Нет. Писание говорит, что есть вещи, невозможные для Бога – Бог не может солгать. Не может поступить неправосудно. Не может Себя отречься.
Но у нас есть надежда. Среди нас есть один Человек, который праведен перед Богом. Человек, который – в отличие от нас – полностью и совершенно безгрешен. Он всегда творит то, что угодно Отцу. Его невозможно обличить в неправде.
Там, где мы предавали, Он всегда хранил верность. Там, где мы изощрялись во лжи, Он всегда пребывал в истине. Там, где мы отвергали Бога и Его заповеди, Он был послушен, и послушен до смерти крестной.
Именно этот Праведник делается Ходатаем за преступников. Как? Попробуем пояснить на примере.
Представьте себе, что некий человек – Герой. Он совершил что-то в высшей степени хорошее. Спас родной город от гибели в пожаре. Остановил страшную эпидемию. Предотвратил ядерную войну. В общем, совершил нечто, что составляет его величайшие заслуги, достойные вечного признания и почитания.
А теперь представьте себе вора. Это опустившийся наркоман, который разбивает окна машин на стоянках и влезает в них, ища чем поживиться. Наконец его поймали и должны наказать. Но тут происходит нечто неожиданное – за него вступается Герой. Он говорит, что этот мерзкий вор – друг его детства. Он не просто пишет ходатайства, не просто просит избавить вора от осуждения, он говорит – если вы отправите в тюрьму его, отправьте туда и меня.
Справедливо ли будет помиловать вора ради заступничества героя?
Если бы это был кто-то другой, просто достопочтенный гражданин, это было бы еще неясно... Но тут за преступника вступается некто столь заслуженный, что – ради признания его заслуг – вора будет справедливо помиловать. Не ради достоинств самого вора – вор вполне и несомненно заслужил тюрьму – а ради достоинств Ходатая. Подвиг Героя настолько велик, что приобретает ему возможность вытащить вора из тюрьмы, и это будет только справедливым по отношению к Герою.
То, что совершил Христос, Его совершеннейшее послушание Отцу перед лицом преследований, невыносимых страданий и смерти, по правому суду Божию бесконечно велико.
Настолько велико, что делает правильным, правосудным в очах Бога делом оправдание всех, кто принадлежит Христу. Мы – бедные грешники, которые не заслужили ничего, кроме осуждения, но у нас есть Ходатай, праведность которого бесконечна.
Пока мы пребываем в Нем, наше осуждение просто невозможно – ведь сам Христос ходатайствует за нас. А пребываем мы в Нем через покаяние – твердое намерение оставить прежние грехи, и веру, которая проявляется в исповедании Его Спасителем и Господом, принятии Святого Крещения, Евхаристии и хранении заповедей.
Источник: Православный журнал «Истина»