«Наш Ходатай»

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

26 августа 2013, 14:11 Мнение

«Наш Ходатай»

Мы не достойны войти в Царство Божие. Может ли Бог проигнорировать наши грехи? Нет. Писание говорит, что есть вещи, невозможные для Бога – Бог не может солгать, поступить неправосудно. Кто за нас заступится?

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Священное Писание называет Господа Иисуса «Ходатаем». Но что это значит?

То, что совершил Христос, Его совершеннейшее послушание Отцу перед лицом преследований, невыносимых страданий и смерти, по правому суду Божию бесконечно велико

Пророчество Исайи говорит о том, что «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:12) Апостол Иоанн говорит: «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.(1Иоан.2:1–2)», а святой Апостол Павел пишет: «кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:33,34)».

Что значит «ходатайствовать»? В нашем языке это слово тащит за собой шлейф ассоциаций, едва ли применимых к Богу.

«Ходатайствовать» – значит пытаться как-то воздействовать на суд, добиваться, чтобы шестеренки машины правосудия крутились как надо, или, наоборот, чтобы они не крутились – если речь идет о попытках выгородить виновного. В интернете можно видеть, как люди ходатайствуют за тех или иных лиц, по их убеждению, осужденных неправильно (или чрезмерно сурово). Но Божьему суду не нужно напоминать, чтобы Он судил по правде; его бессмысленно склонять к неправосудию в пользу виновного; Его не нужно поправлять или добиваться от него правды – Он никогда не бывает заблуждающимся или неправосудным. Подкуп, пристрастность, судебные ошибки, неосведомленность о важных деталях дела тут совершенно невозможны.

Другая ассоциация, которая у нас может возникать, – это попытка переменить чье-то настроение, «уломать» кого-то, кто не слишком-то к нам расположен, скорее даже раздражен против нас.

Тут мы находим подход через кого-то, кто вхож к нужному нам человеку и может заступиться за нас – мол, да ладно, хватит тебе дуться...

Все это, конечно, неприменимо к Богу. Бог – Судия праведный. Он всегда знает всю истину. У Него не бывает необоснованно плохого настроения, на которое можно повлиять, поговорив с Ним по душам. Бог всегда судит праведно и не может судить иначе.

Знаем ли мы, что будет праведный суд Божий? Предупреждены ли мы об этом? Да, и святой Апостол Павел в Послании к римлянам указывает на два источника, из которых мы знаем о грядущем Суде. Во-первых, это наша собственная склонность осуждать других людей. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. (Рим.2:1)». Порицая кого-то другого, утверждая, что он поступил плохо и заслуживает осуждения, я тем самым неизбежно утверждаю наличие закона, который он должен соблюдать, но не соблюдает. Он не должен был так себя вести.

Но, признавая существование такого закона, которому люди должны подчиняться, я неизбежно делаю и себя подсудным. Ты же знал, что злословить дурно – во всяком случае, ты гневно осуждал тех, кто злословил тебя или твоих друзей – значит теперь, когда ты сам злословишь других, ты не можешь отговориться незнанием. Никто не может сказать, что он не знал Закона – отлично знал, когда речь шла о том, чтобы осудить других!

Другой источник – это совесть, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2:14,15)»

Мы знаем, что мы, люди, нравственно ответственные существа. Бог почтил нас Своим образом и сделал нас способными совершать выбор, который имеет нравственное значение. Мать, которая выхаживает тяжелобольного ребенка, отец, который от них сбежал, совершают выбор, который имеет значение перед Богом; она – подвиг, он – предательство.

Каждый из нас склонен затуманивать реальность этого выбора миллионом отговорок – «все так делают», «имею же я право», «а ты кто такой, чтобы судить?» (подобный тебе грешник, но тебе-то какое облегчение от этого?) – но наступит момент, когда труба вострубит, и все наши отговорки исчезнут, мы увидим истину, которую прятали от других – и, очень часто, от себя. Суд будет тем моментом, когда мы больше не сможем спрятаться от истины о том, что мы сделали и во что мы себя превратили.

Это очень пугающая истина – потому что любой сколько-нибудь трезвый взгляд на себя может убедить нас в том, что мы осуждены.

Мы не достойны войти в Царство Божие. Может ли Бог просто проигнорировать наши грехи? Нет. Писание говорит, что есть вещи, невозможные для Бога – Бог не может солгать. Не может поступить неправосудно. Не может Себя отречься.

Но у нас есть надежда. Среди нас есть один Человек, который праведен перед Богом. Человек, который – в отличие от нас – полностью и совершенно безгрешен. Он всегда творит то, что угодно Отцу. Его невозможно обличить в неправде.

Там, где мы предавали, Он всегда хранил верность. Там, где мы изощрялись во лжи, Он всегда пребывал в истине. Там, где мы отвергали Бога и Его заповеди, Он был послушен, и послушен до смерти крестной.

Именно этот Праведник делается Ходатаем за преступников. Как? Попробуем пояснить на примере.

Представьте себе, что некий человек – Герой. Он совершил что-то в высшей степени хорошее. Спас родной город от гибели в пожаре. Остановил страшную эпидемию. Предотвратил ядерную войну. В общем, совершил нечто, что составляет его величайшие заслуги, достойные вечного признания и почитания.

А теперь представьте себе вора. Это опустившийся наркоман, который разбивает окна машин на стоянках и влезает в них, ища чем поживиться. Наконец его поймали и должны наказать. Но тут происходит нечто неожиданное – за него вступается Герой. Он говорит, что этот мерзкий вор – друг его детства. Он не просто пишет ходатайства, не просто просит избавить вора от осуждения, он говорит – если вы отправите в тюрьму его, отправьте туда и меня.

Справедливо ли будет помиловать вора ради заступничества героя?

Если бы это был кто-то другой, просто достопочтенный гражданин, это было бы еще неясно... Но тут за преступника вступается некто столь заслуженный, что – ради признания его заслуг – вора будет справедливо помиловать. Не ради достоинств самого вора – вор вполне и несомненно заслужил тюрьму – а ради достоинств Ходатая. Подвиг Героя настолько велик, что приобретает ему возможность вытащить вора из тюрьмы, и это будет только справедливым по отношению к Герою.

То, что совершил Христос, Его совершеннейшее послушание Отцу перед лицом преследований, невыносимых страданий и смерти, по правому суду Божию бесконечно велико.

Настолько велико, что делает правильным, правосудным в очах Бога делом оправдание всех, кто принадлежит Христу. Мы – бедные грешники, которые не заслужили ничего, кроме осуждения, но у нас есть Ходатай, праведность которого бесконечна.

Пока мы пребываем в Нем, наше осуждение просто невозможно – ведь сам Христос ходатайствует за нас. А пребываем мы в Нем через покаяние – твердое намерение оставить прежние грехи, и веру, которая проявляется в исповедании Его Спасителем и Господом, принятии Святого Крещения, Евхаристии и хранении заповедей.

Источник: Православный журнал «Истина»

..............