Мнения

Егор Холмогоров
Публицист

«Цивилизация леса и рек»

11 июля 2011, 15:58

Фото: ruskline.ru

Причинами трагедии, случившейся с теплоходом «Булгария», – и это уже очевидно всем – стали халатность, разгильдяйство и износ инфраструктуры. Трагедии настолько страшной, что при мысли о ней начинаешь непроизвольно плакать. Вспоминаю, как после трагедии в «Хромой лошади» появилось немало злобных комментариев в духе: «Сами виноваты, гламурные идиоты». Тут такого никто не скажет – люди отправились путешествовать по великой русской реке Волге. Они хотели видеть волжские просторы. Хотели радости от соприкосновения с прекраснейшим даром Бога нашей стране и нашему народу. Я их понимаю: отправиться по Волге путешествовать – моя мечта уже много лет, но все никак не получается – запрашиваемые цены за устраивающий меня класс обслуживания слишком высоки. А у тех, кто плыл на «Булгарии», было, видимо, не очень много денег – лучшего, чем старый корабль, который, уже выходя из порта, дает крен, они не могли себе позволить, но все-таки надеялись и рвались плыть по Волге.

#{image=534571}Мы очень редко даем себе отчет, что русская цивилизация – это цивилизация леса и рек. Так же как европейская – цивилизация моря и камня. Русский лес напомнил о себе и своем беззащитном состоянии в прошлом году, когда мы его едва не лишились в пожарах. Катастрофа «Булгарии» напоминает, что мы совершенно забросили свое речное хозяйство и речной транспорт. Совершенно очевидно, что представить себе аналогичную ситуацию на железной дороге – невозможно. При всех претензиях к РАО «РЖД» трудно предположить, что железнодорожники выпустят экспресс, который находится в таком состоянии, что просто развалится и сойдет с рельсов без посторонней помощи. А вот в нашем речном хозяйстве аналогичная беда оказалась возможна – причем «Булгария» явно не единственный проблемный теплоход.

Мы совершенно забыли о своем речном транспорте. О том, что в России река была и остается важнейшим транспортным средством и для грузов, и для людей. Тысячелетие назад основатели русского государства построили его вокруг торгового пути из Варяг в Греки. Именно на реках, на мысах у слияния двух рек и на переправах волоком ставились первые русские города. Великая Россия началась с того, что русские рати на стругах спустились с Оки на Волгу и покорили Казанское и Астраханское ханства. Сибирь была пройдена русскими меньше чем за столетие и покорена именно потому, что наши предки имели преимущество в скорости перед степными кочевниками и местными жителями – русские приходили по реке и опирались своими острогами на реку.

Если давать географическое определение России в собственном смысле слова, то это система переплетшихся бесчисленными притоками и соединенных волоками, а позднее каналами великих рек. Там, где эта система имеется, – там территория России устроена прочно. Там, где реки кончаются или не связаны с общей системой, идут не в меридиональном, а в широтном направлении, там чаще всего начинаются наши проблемные и пограничные территории. «Сверху взгляд на Россию брось – рассинелась речками», – писал Маяковский. В каком-то смысле вся Россия – это одна великая река.

Выжившие пассажиры с «Булгарии» сообщили, что после крушения два корабля прошли мимо них, не оказав помощи. Как следует наказать капитанов этих судов?





Проголосовать
«Русский человек на реке оживал. Жил с ней душа в душу», – писал Ключевский.  Он на ней трудился, воевал, отдыхал и даже любил. Те, кто не помнит, как познакомились Даша и Телегин из «Хождения по мукам» – на теплоходе, идущем по Волге, могут вспомнить хотя бы драматическое разрешение любовной коллизии Стеньки Разина. Этот русский национальный миф – плавание по Волге – удивительным образом проник даже в современную смеховую культуру в «Дне Выборов».

То, насколько мы запустили свое речное хозяйство, – просто преступно. Уже в советские времена строительство многочисленных и не всегда экономически оправданных ГЭС значительно затруднило свободную навигацию по русским рекам. Хотя и создало многочисленные искусственные моря, одно из которых стало могилой «Булгарии». Железные дороги вытеснили речной транспорт, хотя и то следовало делать, и этого не оставлять. Наше гражданское судостроение еще в советский период почти рухнуло. Не случайно, что погибшая «Булгария» была судном чехословацкой постройки. Так же, как символизировавший наряду с Чернобылем начало катастрофы, называемой «перестройка», теплоход «Адмирал Нахимов» был германским кораблем 1925 года создания. Уже в советское время была начата традиция загона каждого судна до последней крайности, но тогда хотя бы, как правило, соблюдались технические нормы и нормы безопасности, пусть и не всегда уберегавшие, – вспомним хотя бы гибель на той же Волге теплохода «Александр Суворов» в 1983 году, врезавшегося в пролет моста.  С началом катастройки наше речное хозяйство просто рухнуло, оказавшись никому не нужным и никем не востребованным. Для теплоходного парка за пределами небольшого количества московских судоходных компаний проблемные корабли типа «Булгарии» сегодня скорее норма, чем исключение. А партия и правительство все клянутся и клянутся заняться возрождением значения наших рек, но руки никак не доходят, занятые чем-то более интересным.

Вот несколько цитат с речфлотовских форумов, описывающих современное состояние нашего речного хозяйства – по крайней мере пассажирского:

«На данный момент, пожалуй, никто из существующих судовладельцев не в состоянии построить не то что флот новых судов, но отдельное судно. Для этого нужна государственная программа, позволяющая брать длинные кредиты под небольшой процент, как минимум, причем с обязательным контролем либо с частичным софинансированием. В России, в силу географического положения, сезон длится всего-навсего пять, максимум шесть месяцев. Как бы ни задирали цены туроператоры, на новые суда все равно не хватит. Максимум – поддерживают существующий флот. Иначе бы – давно уже построили.

Как вариант – пустить на рынок зарубежные компании, которые способны перегонять флот на зимнее время в другие регионы. Но и тут проблем много – суда, работающие в Европе, мало подходят для наших условий, и наоборот. Да и условия ведения бизнеса в нашей стране настолько непонятны, что вроде как никто и не стремится к нам сюда на круизный рынок».

«А вы знаете, что той прибыли, что идет от круизов в течение навигации, с трудом хватает на зарплату сотрудников туркомпаний, экипажа, работников дирекции круиза, аниматоров, приглашенных артистов и ди-джеев. А топливо, а масло, а вода, а расфекаливание, шлюзловки, стоянки, рейд и т. д. Да еще учтите неучтенку, иногда и на «взятки» оставить надо. А межнавигационный ремонт, а подъем на слип, а за стоянку на зимнем отстое, а за ремонт судна текущий (зимний). А в навигацию, продолжить список: продукты для туристов и экипажа, а экскурсионное обслуживание (т. е. оплата за экскурсии в разные монастыри, музеи и т. д.), кроме этого, бывают поломки на судне, в том числе и навигационного оборудования, и тогда прибавляются расходы на специалиста ЭРНК, девиаторщика, радиоспециалиста (судовая трансляция и т. п., ведь радистов на судах больше нет) и т. д.».

Так давайте в память о погибших внезапной и страшной смертью на «Булгарии» пообещаем, что все-таки будем дальше плавать по нашим рекам. Плавать чаще и больше, но, разумеется, требуя соблюдения правил безопасности и нормального сервиса. Поскольку только такая востребованность и, простите за канцеляризм, потребительский спрос смогут в отсутствие централизованной политики реально улучшить наше речное хозяйство. А тем самым будут спасены другие жизни – жизни тех, кто пока свою естественную для русского человека страсть к плаванию по реке может воплотить, лишь плавая с огромным риском на судах-катастрофах.

Упокой, Господи, с миром всех безвременно скончавших живот свой!

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?