Нобелевская премия 2025 в области физики вручена ученым Джону Кларку, Мишели Деворе и Джону Мартинсу, внесшим значительный вклад в развитие квантовой физики.
Известно, что элементарные частицы подчиняются законам квантовой физики, во многом кажущимся нам странными, говорит Побединский. Частицы могут находиться в нескольких местах одновременно, могут проходить сквозь препятствия. На больших масштабах все эти удивительные эффекты нивелируются, и подобных странностей на понятных нам масштабах мы не наблюдаем.
«Нобелевские лауреаты в экспериментах 1980-х годов создали схемы на больших масштабах – порядки микрометров, это 15–20% толщины человеческого волоса. Мало, но уже не порядок атомов, по крайней мере, легко разглядеть в школьный микроскоп. В этих схемах сохраняются квантовые эффекты. Например, квантовое туннелирование, то есть прохождение частицей непреодолимого барьера. Или различимы отдельные уровни энергии в электрической цепи. Эти эксперименты показали, что квантовыми эффектами можно манипулировать в своих целях», – объясняет физик.
По его словам, это заложило основу для квантовой криптографии и квантовых вычислений. Он подчеркивает, что квантовая криптография может обеспечить абсолютно устойчивую к взлому передачу данных.
«А квантовые компьютеры, которые сейчас активно развиваются, в некоторых задачах могут стать быстрее классических в миллиарды раз. Это поиск новых соединений в биологи, фармацевтике, химии материалов, взлом систем шифрования, машинное обучение и даже финансовая сфера», – заключил Побединский.
Ранее Нобелевская премия 2025 по медицине была присуждена трем ученым за открытие в области иммунитета. Иммунологи Бережанский и Манина объяснили, что данное исследование изменило представление о работе иммунитета, а также рассказали, как это поможет современным врачам и ученым.