Член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, который провел в среду круглый стол «Региональные выборы – 2017: ход избирательной кампании», считает, что муниципальный фильтр нуждается в корректировке.
«Моя личная точка зрения в том, что, конечно, нам муниципальный фильтр так или иначе придется видоизменять. Необходимость такая есть»,
– сказал Григорьев. По его мнению, надежды, которые возлагались на муниципальный фильтр – что он позволит существенно развить возможности партий на муниципальном уровне – оправдались не в полной мере. «Создавая муниципальный фильтр, было ожидание того, что побуждаемые выигрывать в губернаторских выборах партии будут выдвигать своих муниципальных депутатов и их будет достаточно большое количество. Но по факту мы видим несколько другую ситуацию – типичными становятся случаи, когда партии, главным образом непарламентские и небольшие, так или иначе, кулуарно или публично, практически шантажируют партию «Единая Россия» или региональную власть. Прямо говорят: вы нам подписи депутатов, пожалуйста, соберите и нам представьте», – цитирует Григорьева ТАСС.
Он отметил, что подобная информация приходит из регионов. «Целый ряд таких случаев. Конечно, это неправильный подход», – считает эксперт. Григорьев также привел в пример несколько ситуаций, когда кандидаты даже не предпринимали попыток собрать подписи муниципальных депутатов.
«Был случай, когда представитель одной из партий принес в избирательную комиссию пустые листы поддержки без фамилий и подписей. Есть люди, которые представляют документы для регистрации, заведомо зная, что они с нарушениями – например, двойные подписи, то есть муниципальные депутаты уже подписались за другого человека. Или, например, являясь членом одной партии, человек выдвигается от другой»,
– рассказал Григорьев. Напомним, муниципальный фильтр обязывает всех кандидатов на пост главы региона собирать определенное количество подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, чтобы быть зарегистрированными на выборах. Порог фильтра варьируется в регионах от 5% до 10% от общего числа муниципалов.
В единый день голосования 10 сентября 17 субъектов страны выберут губернаторов, в шести регионах пройдут выборы депутатов законодательных собраний, а в 11 регионах состоятся выборы депутатов городских дум.
«У нас предположение, что ряд людей и партий используют такую провокационную политтехнологию для привлечения к себе дополнительного внимания. Это не является нарушением уголовного или административного законодательства, это просто сомнительные технологии. Это случаи преднамеренного введения в заблуждение. И такие технологии работают», – отметил эксперт.
«Возникает вопрос, что делать дальше с муниципальном фильтром, тем более если у нас есть сейчас до 10 кандидатов максимально в наших регионах, которые хотят выдвигаться от 10 партий. Вопрос, что будет, если будет от 15 или 20 кандидатов от этих партий. Тогда, очевидно, будет некая правовая коллизия, и кто-то тогда точно не сможет участвовать в выборах. В связи с этим возникнет вопрос по удовлетворению уже избирательного права, по выполнению и соблюдению избирательного права», – отметил Григорьев.
«Этот фильтр нужно видоизменять, и видоизменять серьезно», – считает эксперт. Вместе с тем, по его словам, в целом ряде регионов кампании муниципальных депутатов проходят «без каких-либо сложностей». «Понятно, что наиболее спокойно себя чувствуют крупные парламентские партии, но по факту мы видим, что и небольшие партии, если они активно работают, то проходят муниципальный фильтр», – сказал эксперт.
Как отметил другой участник круглого стола, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, «есть значительное число регионов, где проблем с прохождением фильтра нет».
«Есть группа регионов, у которых не было проблем с прохождением муниципального фильтра: это Мордовия, Саратовская, Томская, Калининградская, Белгородская области»,
– отметил он.
При этом, по его словам, поступали жалобы по Свердловской области, Бурятии, по Пермскому краю. «По всем этим жалобам должны быть проведены проверки, мы написали в органы прокуратуры», – добавил Брод. В этой связи эксперт уверен, что муниципальный фильтр нуждается в совершенствовании. «Я считаю, что стоит увеличить количество подписей, которые должны ставить муниципальные депутаты, и, возможно, освободить от прохождения представителей парламентских партий», – пояснил он. «Тем не менее пока муниципальный фильтр необходим», – подчеркнул Брод.
Еще один участник круглого стола, руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев* полагает, что «в любом случае эти барьеры нужно снижать».
«Пять процентов – это чрезмерно. Три четверти – это чрезмерно», – сказал Любарев газете ВЗГЛЯД. В то же время он признал, что какой-то фильтр всегда нужен, и можно сделать муниципальный фильтр в 1–2 процента, поскольку через такой фильтр «все равно не пройдет кандидат с улицы, а серьезные кандидаты проскочат».
По мнению секретаря Общественной палаты Свердловской области Сергея Полыганова, муниципальный фильтр остается фактическим подтверждением общественного согласия по кандидату.
«То есть депутаты, которые являются голосом народа, дают свое согласие тому или иному кандидату, таким образом его поддерживая. И таким образом его поддерживают жители»,
– пояснил Полыганов.
Председатель Центризбиркома Элла Памфилова в среду тоже выразила мнение, что муниципальный фильтр в качестве компромисса можно снизить – до «5% или даже ниже». «Я убеждена, и мою позицию поддерживают многие коллеги по ЦИКу, что норму о муниципальном фильтре в нынешнем виде надо отменять. Это мое глубочайшее убеждение», – заявила Памфилова «Коммерсанту». По ее словам, нужно выработать правовую норму, «которая не убивала бы реальную конкуренцию».
Комментируя газете ВЗГЛЯД призыв Памфиловой, Максим Григорьев перечислил разные форматы, в которых можно менять муниципальный фильтр.
«Есть разные подходы. Есть вопрос снижения требования в плане присутствия трех четвертых депутатов из районов региона. Это тоже достаточно непростое требование. Есть вопрос, связанный с конкретным цензом, конкретным процентом. Мы видели пример Ярославской области, где снизили соответствующий процент и практически все кандидаты, в том числе от оппозиционной партии ПАРНАС, были зарегистрированы»,
– сказал он.
По словам Григорьева, эксперты рассматривают и такой вариант – разрешить одному депутату подписываться за нескольких кандидатов. «Все эти вопросы сейчас обсуждаются. Нужна точная оценка с участием экспертного сообщества. Наши региональные общественные палаты могли бы оценить это. Это нужно оценивать именно на уровне регионов. Но видоизменять этот муниципальный фильтр необходимо», – уверен Григорьев.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом