«Это абсолютно выполнимо и не труднее, чем проложить тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Великобританию и Францию», – сказал в интервью ТАСС политик, представлявший в Сенате Конгресса США в период с 1969 по 1981 годы Аляску, которая географически является самым близким к России американским штатом.
Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, нам нужно работать именно над такими проектами, объединяющими нас
«Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, нам нужно работать именно над такими проектами, объединяющими нас, – добавил бывший законодатель, представлявший Демократическую партию. – Нам следовало бы использовать те технологические мощности, которые задействованы в настоящее время в ВПК, и привлечь их к реализации подобных проектов. Они идут на благо всему человечеству».
По мнению Грейвела, длина тоннеля под Беринговым проливом составила бы порядка 80 км, в перспективе он должен стать частью «железнодорожной системы, по которой курсировали бы поезда на магнитной подушке со скоростью около 600 км в час из Канады через Аляску в Россию, и далее по «Новому Шелковому пути», над которым работают РФ и Китай».
Политик выразил уверенность в том, что со временем американский бизнес осознает выгодность данного проекта и будет вкладывать в него средства. «Подтверждением этого является то, что впервые идею строительства тоннеля под Беринговым проливом предложил как раз американский предприниматель», – добавил он. Как отметил Грейвел, им был железнодорожный магнат Эдвард Генри Гарриман – отец промышленника и дипломата Уильяма Аверелла Гарримана, позже отвечавшего за взаимодействие между США и СССР в сфере поставок вооружений и продовольствия в годы Великой Отечественной войны.
«Именно с Гарримана все и началось, – сказал экс-сенатор. – Территорию Аляски обследовали на предмет возможного строительства этой железной дороги. Таким образом, к Аляске было привлечено дополнительное внимание, что способствовало ее развитию».
«Уверен, что американский бизнес со временем серьезно заинтересуется и российско-китайским проектом «Новый Шелковый путь». Хотя, он сыграет определяющее значение в XXI веке и, если его будут осуществлять и без участия США», – подчеркнул бывший законодатель.
«Такие связующие звенья между государствами необходимо создать, чтобы гарантировать развитие экономики и всего человечества, – подчеркнул Грейвел. – Для блага людей нужно именно это, а не та система, которая существует сейчас, когда крупные банки грабят целые государства, а разные элементы, в том числе американские неоконсерваторы и сторонники либерального интервенционализма, развязывают войны ради своих политических воззрений. То, что происходит – это неправильно».
Говоря о непосредственных экономических выгодах, которые принесло бы строительство тоннеля, Грейвел отметил: «Аляска из-за усилий, предпринимаемых защитниками окружающей среды, в течение продолжительного времени в достаточной мере не эксплуатировалась. Различные законы, принятые государством, сильно ограничивали возможности разработки ее ресурсов, даже и при использовании разумных методов, учитывающих экологические факторы».
Экс-сенатор, при этом, подчеркнул, что Россия обладает внушительным опытом в данной сфере. «Она активно использовала и продолжает использовать ресурсы Арктики и Сибири на благо людей», – констатировал он. «Сложно назвать конкретные цифры, но ясно, что соединив два континента, мы также сможем направить ресурсы из Евразии в центральные районы Западного полушария», – добавил он.
Отвечая на вопрос о том, в какой степени реализован в настоящее время потенциал экономического сотрудничества между восточными регионами России и американскими территориями, в том числе Аляской, экс-сенатор указал: «Он совершенно не реализован, а строительство тоннеля способствовало бы этому. Однако и просто развитие транспортной инфраструктуры в Сибири, на Чукотке и на Аляске было бы очень полезно».
По мнению экс-сенатора, соединение США и России сухопутным путем имеет ценность и с точки зрения понимания между народами. «Конечно, в первую очередь, здесь идет речь о пользе для промышленности, но есть в этом и культурный элемент, – указал он. – Следует понимать, что на Аляске и сейчас имеется определенное культурное присутствие России, у нас есть связанные с ней памятники».
Один из них, как напомнил Грейвел, это памятник Александру Баранову, который управлял русскими поселениями в Северной Америке в конце 18 и начале 19 веков. «Мы называем его «Царь Аляски», – отметил бывший сенатор. – Культурная связь между нами уже есть, следует ее расширять и укреплять».
«Уверен, что в 21 веке этот тоннель появится, и он будет связан с «Новым Шелковым путем», – заявил Грейвел. – Думаю, может пройти от 30 до 50 лет, прежде чем проект будет в полной мере реализован».
Отношения России и США ухудшились в связи с ситуацией на Украине. США развязали санкционную агрессию против России и осуществляют широкомасштабную русофобскую пропаганду по всему миру, пытаясь отвести от себя ответственность за поддержку вооруженного переворота на Украине и кровопролитной войны в Донбассе. Глава МИД России Сергей Лавров подчеркивал, что руководство НАТО и ряда европейских стран раздувает миф о «российской угрозе».