«Я не знаю, что президент Путин чувствует по отношению ко мне, я могу сказать, что я ощущаю по отношению к нему. Полностью открытая дружба, и дружба до такой степени, что я бы мог ему открыть свои тайны, в связи с которыми мне был бы нужен совет или понимание. Это отношения понимания», – приводит его слова ТАСС.
Сербия страдала, когда рядом с ней не было России или когда Россия не была достаточно сильной
«Думаю, что президент Путин и я в свои личные отношения внесли отношения сербского и русского народов. Мне кажется, впервые в истории президент России и президент Сербии разговаривают так, как бы разговаривали русские и сербы, встретившись на улице где угодно – в Сербии, в России или где-то на свете», – сказал Николич.
«Россия всегда выступала как защитник сербского народа. И оттуда та любовь сербов к России. Она основана не на экономических отношениях, а исключительно на том, что Россия стояла за Сербию, когда Сербии это было нужно. Сербия страдала, когда рядом с ней не было России или когда Россия не была достаточно сильной, чтобы и себя защитить, как, например, во времена до президента Владимира Путина», – заявил он.
По его словам, «с военным нейтралитетом (Сербии) все ясно: не присоединяемся ни к одному, ни другому союзу, работаем и с одними, и с другими».
«Сразу скажу: нам не нужен референдум для различного рода соглашений, но по вопросу возможного вступления в НАТО был бы нужен. Я сторонник того, чтобы это был вопрос для референдума, но это не может пройти, – заявил он. – Просто нет достаточного количества граждан Сербии, которые бы захотели, чтобы Сербия была в военном союзе».
«Никогда в мирное время мы не входили ни в один военный союз. И не ожидали, что на нас может кто-нибудь напасть, как на нас напало НАТО, но тогда мы были государством без защиты», – сказал он.
«Неудобно то, что мы действительно очень часто обращаемся к России за политической поддержкой и помощью в международных организациях, в которых участвуем, особенно в Совете Безопасности ООН, где роль России в сохранении территориальной целостности и суверенитета Сербии, думаю, ключевая, прямая», – заявил Николич.
«А с другой стороны, для Сербии в том окружении, в котором она сейчас находится, стать членом ЕС – императив. Она просто не может остаться в окружении стран – членов ЕС, не будучи сама одной из них. С Европейским союзом мы напрямую связаны, от России нас отделяет ЕС, и это оказывает влияние. Возможно, кто-то в России может сказать: для чего мы им столько помогаем, если они хотят в Европейский союз? А в ЕС кто-то может сказать: а зачем мы ведем с ними переговоры, если они так тяготеют и привержены России, говорят, что так ее любят, что не будут вводить в отношении нее никаких санкций? Это очень сложная ситуация», – сказал он.
В Брюсселе сидят люди, у которых огромные зарплаты, и они больше не беспокоятся о своих странах
«Наши политические отношения (с Россией) исключительны, и я должен сказать, что они исключительны еще и потому, что у России есть понимание по отношению к Сербии. Иначе было бы очень легко сказать: хорошо, вы хотите быть в Европейском союзе, по отношению к вам мы займем позицию, как и по отношению к другим странам – членам ЕС», – заявил он.
По его словам, «Россия всегда идет на шаг дальше в поддержке Сербии, чем бы того можно было ожидать».
«Я изучал и историю, и структуру Европейского союза. ЕС отошел от принципа о том, что это собрание государств. Брюссель навязал себя как столица нового, наднационального государства. Говорят: если ты в ЕС, ты должен. Не говорят «можешь», но «должен». Должен то, должен это», – сказал Николич.
«В Брюсселе сидят люди, у которых огромные зарплаты, и они больше не беспокоятся о своих странах. Вообще. Они больше беспокоятся, где они будут после окончания своего мандата – с каким следующим мандатом в Европейском союзе. И чтобы не уезжать далеко от Брюсселя», – считает он.
По его словам, «кризис евро не так ударил по ЕС, как санкции в отношении России; тут самая большая проблема, особенно для маленьких государств – участников ЕС».
«Я знаю, что и Россия в кризисе из-за санкций, которые ввел ЕС. Я не из тех, которые и в Сербии говорили: не могут нам санкции ничего, ничего нам не сделает мировой экономический кризис», – отметил Николич.
Он также высказался по поводу Сирии: «Думаю, Россия должна быть в военном плане задействована в защите Сирии по запросу Сирии, поскольку это защита от терроризма. И лучше от него защищаться в Сирии, чем в России».
«Знаете, когда косовский терроризм привел к созданию квазигосударства, которое стали признавать и прогрессивные, и фундаменталистские страны мира, я знал, что придет час, когда кто-то в исламском мире поймет, что с помощью автомата, оружия можно себе создать государство», – заявил он.
Напомним, Сербия обещала никогда не присоединяться к санкциям Евросоюза против России.