Как правило, при принятии решений судьи ссылаются на то, что осужденный не доказал своего исправления. За последние три года происходило одновременное снижение как общего числа рассмотренных судами ходатайств об условно-досрочном освобождении, так и числа удовлетворенных ходатайств, говорится в сообщении на сайте уполномоченного.
Разделение следствия и судопроизводства на два уровня – «элитное» и «для всего остального народа» – подрывает веру в справедливость
«По статистическим данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2012 году удовлетворено 51,4% ходатайств об УДО, в 2013 году – 45,9%, в первой половине 2014 года – менее 45%», – говорится в сообщении.
«Получаем мы также жалобы, к которым прикладываются письменные характеристики администрации исправительных учреждений, среди которых встречаются такие: «ввиду того, что осужденный содержится в данном учреждении менее одного года, дать ему подробную характеристику не представляется возможным». Но эти правила – для простых смертных, а вот госпожу Васильеву «охарактеризовали» молниеносно, сделав вывод о том, что она достойна освобождения», – заявила Памфилова.
Памфилова называет «поразительным» то, «с какой скоростью и оперативностью была освобождена госпожа Васильева». «Судя по публикациям СМИ, ее этапировали в места лишения свободы до вступления в законную силу приговора суда, что само по себе является нарушением», – говорится в заявлении.
«Не имея ничего против самой госпожи Васильевой, которая добросовестно отыграла роль «стрелочницы», вместе с тем не могу согласиться, что вся процедура была осуществлена юридически безупречно. Но даже если бы это на самом деле было так, за «безупречной» юридической казуистикой невозможно спрятать моральные издержки и правовую нечистоплотность», – заявляет Памфилова.
«Разделение следствия и судопроизводства на два уровня – «элитное» и «для всего остального народа» – бьет по авторитету судебно-правоохранительной системы и подрывает у граждан страны веру в справедливость», – отмечает она.
По словам Памфиловой, «наиболее выпукло и показательно это проявилось в так называемом деле Оборонсервиса, по которому до сих пор у широкой общественности осталось больше вопросов, чем ответов». «Не поднимает боевой дух офицеров Российской армии и то, что господин Сердюков, оставшись в тени женщины, ушел от ответственности за те неприглядные факты, что выявились в процессе следствия и нанесли Вооруженным силам России огромный моральный ущерб», – заявляет Памфилова.
Уполномоченный сообщила, что в самое ближайшее время намерена обратиться к президенту Владимиру Путину с предложением поручить Совету безопасности страны «тщательно проанализировать действия всех должностных лиц и инстанций, принимавших решения по делу Оборонсервиса, в результате которых высокопоставленным правонарушителям удалось уйти от ответственности».
Напомним, Васильеву, приговоренную в мае к пяти годам за хищение нескольких миллиардов рублей, выпустили по УДО. Ей зачли время, проведенное под домашним арестом, учли возмещенный ущерб и положительные характеристики из колонии. До конца срока Васильевой оставалось два года, два месяца и 28 дней.
Ни потерпевшие, ни прокуратура, ни администрация колонии ничего против досрочного освобождения Васильевой не имели. Хотя ранее сообщалось, что Минобороны выступило против досрочного освобождения экс-чиновницы.
20 августа стало известно, что Васильева полностью возместила ущерб потерпевшим. В частности, бизнесмен Николай Васильев, отец осужденной чиновницы, подтвердил, что выплатил более 216 млн рублей ущерба за всех фигурантов дела.