В интервью Национальному общественному радио (National Public Radio – NPR), отрывки которого были опубликованы в понедельник, глава государства расценил заведомо негативное отношение большинства членов Конгресса к сделке как очередное проявление политиканства республиканской оппозиции, передает ТАСС.
«Учтите, кстати, что подобное бывало не только со мной. Когда Рональд Рейган вступил диалог с (советским лидером Михаилом) Горбачевым, его собственные консервативные сторонники писали весьма резкие вещи, что он занимается умиротворением «империи зла», что это кошмар и что мы транжирим американскую мощь, - заметил президент. - А он к его чести пересмотрел свои взгляды и отошел от прежней гораздо более непреклонной позиции, которая во многом определяла его политическую карьеру».
По мнению Обамы, со временем его соотечественники станут рассматривать сделку с Ираном сквозь призму национальных интересов, а не «сиюминутных политических соображений». Президент также признал, что силовой подход к решению международных проблем, как правило, оказывается контрпродуктивным. При отсутствии договоренности Тегеран неуклонно приближался бы к созданию ядерного оружия, а это «на деле оставляет (США) только один вариант - ту или иную разновидность военного удара», пояснил Обама.
«Это может быть предпочтительно для кое-кого по другую сторону в нынешних спорах, - сказал президент США. - Но я считаю, что десяток с лишним лет войн на Ближнем Востоке должен был бы научить нас тому, что даже ограниченные военные действия в конечном счете чреваты большими издержками и непредвиденными последствиями».
В конце июля администрация президента США Барака Обамы направила текст соглашения с Ираном в Конгресс США, которому по закону отводится 60 дней на то, чтобы изучить документ. После этого Сенат и Палата представителей должны либо одобрить, либо отвергнуть договоренность с Исламской Республикой, оформленную в виде Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
Документ, согласованный международной «шестеркой» с Исламской Республикой, занимает 109 страниц и имеет пять приложений на 47 страницах. На Капитолийский холм направлены также несекретный доклад о проверке СВПД и секретное приложение к докладу, подготовленное американской разведкой.
Соглашение с Ираном не подписывалось и поэтому не требует ратификации Сенатом. Конгресс не в силах аннулировать СВПД, но способен сделать так, что выполнение этого плана станет невозможным. Дело в том, что договоренность с ИРИ предусматривает постепенное снятие американских санкций, многие из которых были введены не президентскими указами, а по решению законодателей, и отменить их тоже может лишь Конгресс. Если они сохранятся, то США не выполнят свои обязательства по соглашению.
Обама заранее предупредил, что не позволит торпедировать договоренности с Ираном и в случае необходимости воспользуется правом вето. Чтобы преодолеть его, обеим палатам Конгресса потребуется две трети голосов. Удастся ли набрать их, пока не известно. Многие республиканцы, имеющие большинство в Сенате и Палате представителей, заранее выступали против договоренности с Ираном и в минувшие дни лишь подтвердили свою позицию.
14 июля Иран и «шестерка» международных посредников достигли исторического соглашения по атому после 10 лет переговоров.
Иран избавится от 98% обогащенного урана, любые пути к ядерному оружию для Тегерана будут закрыты, заявил президент США Барак Обама. Американский президент уверен, что соглашение с Ираном остановило распространение ядерного оружия в регионе.
Сложнейшие переговоры завершились принятием совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. В документе, в частности, говорится, что Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% на протяжении 15 лет.
Достигнутые в австрийской столице договоренности предусматривают, что санкции будут быстро введены вновь, если Иран нарушит условия сделки, подчеркнула постпред США.