Один из бывших сослуживцев Дадаева согласился на условиях анонимности рассказать корреспонденту «Коммерсанта» об основном обвиняемом. Редакции известны его имя и фамилия, но из соображений безопасности он фигурирует под именем Сулим.
Дадаев отлично стрелял, поэтому четыре попадания из семи – для него это невозможно
Как рассказал Сулим, Дадаев служил в батальоне «Север» фактически со дня его основания в 2006 году. До этого он проходил службу в так называемых антитеррористических центрах, которые действовали в республике во время второй чеченской кампании. «Это были, по сути, неформальные объединения добровольцев и амнистированных боевиков, у которых поначалу не было ни званий, ни зарплат. Их легализовали сперва в виде так называемого Нефтяного полка (охранял нефтепроводы в республике), а потом – как батальоны «Север» и «Юг», – рассказал Сулим. Дадаев был принят на службу с Рустамом Юсуповым. После убийства Немцова последний также был задержан, но впоследствии его отпустили.
По словам Сулима, роту, в которой служил Заур Дадаев, «собирали очень кропотливо – из надежных и проверенных людей». «В ней каждый даже из зарплаты по две тысячи скидывал в общий котел на случай похорон, проблем со здоровьем в семье и т. д.», – говорит Сулим.
Там же Дадаев познакомился с Русланом Геремеевым, известным в батальоне под позывным Добрый. По утверждению Сулима, Добрый – дальний родственник депутата Госдумы Адама Делимханова и его брата, возглавляющего «Север», Алибека Делимханова. «До батальона Руслан работал в личной охране у Адама», – рассказал Сулим. На сайте правительства Чечни можно найти датированное 19 октября 2010 года сообщение о награждении бойцов «Севера» государственными наградами: «Указом президента РФ орденами мужества награждены старший лейтенант Руслан Геремеев, сержант Заур Дадаев».
Дадаев перебрался в Москву вместе с Геремеевым, об интересе следствия к которому официально не сообщалось. Вопреки всем предыдущим сообщениям Сулим утверждает, что в столицу оба бойца «Севера» переехали еще в сентябре 2014 года и с тех пор лишь изредка появлялись либо в Чечне, либо, как Дадаев, в Ингушетии – у родственников. В столице они, по словам Сулима, подрабатывали то в охране, то в некоем «коллекторском агентстве», принадлежащем, по его словам, высокопоставленному чеченскому чиновнику (имя известно редакции).
Тот факт, что Дадаев находился в Москве с сентября 2014 года, может косвенно подтверждать появившуюся в СМИ информацию, что предполагаемые убийцы начали следить за Немцовым задолго до убийства. Однако адвокат политика Вадим Прохоров заявил, что на слежку оппозиционер в тот период не жаловался. «Известно, что за Борей ходили оперативники, но на каких-то других типов он не жаловался. Да и сложно что-то определенное сказать, ведь Борис не жаловался никогда и ни на что», – сказал он.
По словам Сулима, то, что официально Дадаев находился в отпуске и был уволен вскоре после убийства Немцова, также ни о чем не говорит. По его словам, бюрократии в батальоне вообще уделяли не очень много внимания.
«Мы часто сопровождали в Москву разных чиновников», – сказал он. Такие поездки обычно задним числом оформлялись как командировки: «Тебе говорят: надо собраться за 15 минут. Кидаешь в машину автомат, даже камуфляж не переодеваешь, по дороге или уже в Москве просто покупали нам гражданскую одежду, селили либо в квартиру, либо в гостиницу».
При этом Сулим уверен, что совершить убийство Немцова Заур Дадаев не мог – слишком непрофессиональным ему кажется почерк: «Дадаев отлично стрелял, поэтому четыре попадания из семи – для него это невозможно». Кроме того, Сулима удивил выбор оружия и патронов. По его словам, если бы боец батальона собирался убивать, он бы не искал патроны по складам, а воспользовался вооружением, которое изымается во время спецопераций у боевиков: «Ясно, что какие-то стволы могут не учитываться, так почему не взять их, а не какой-то ненадежный расточенный пистолет?».
Напомним, сопредседатель партии «РПР-Парнас», депутат Ярославской областной думы Борис Немцов был убит 27 февраля в центре Москвы четырьмя выстрелами в спину. 3 марта он был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
7 марта глава ФСБ России Александр Бортников сообщил о задержании двоих мужчин, причастных к организации и исполнению убийства политика. Позже были задержаны еще трое подозреваемых в расстреле Немцова. В воскресенье все пятеро – Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Тамерлан Эскерханов, Шагит Губашев и Заур Дадаев – были арестованы Басманным судом Москвы.
Однако в среду представитель президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин обратился к генпрокурору и председателю Следственного комитета России с просьбой проверить сообщения о применении пыток в отношении подозреваемых.
Тем временем в СМИ появилась информация, что главным подозреваемым в организации убийства Немцова является командир украинского батальона имени Джохара Дудаева Адам Осмаев.