В настоящее время подписавшие конвенцию 68 стран, среди которых и России, используют упрощенную процедуру перевозки грузов и обеспечения гарантий. Это означает, что при каждом пересечении границы не нужно проходить досмотр и вносить таможенные платежи. Поставщику достаточно провести груз в стране отправления, после чего запломбировать его и взять книжку TIR с отрывными талонами, пишут «Ведомости».
Решение ударит по импортерам как раз в высокий сезон — в сентябре — октябре
Гарантом при этом является национальное объединение, авторизованное международным союзом автомобильного транспорта. В России таковым является ассоциация международных перевозчиков (АСМАП).
Однако, как отметили в ФТС, в России эта система работает плохо: АСМАП не выполняет обязательств, ее долг вырос с 7,3 млн рублей в 2010 году до 16,6 млн в 2012 году. А задолженность из-за нарушения международной процедуры превышает 20 млрд рублей.
Однако у АСМАП другие данные. Гендиректор ассоциации Андрей Курушин заявил, что таможня выставила 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн рублей. Из них 87 требований оплачено, 10 обжаловано в суде и признано необоснованными, лишь восемь (на 11,5 млн рублей) находится на рассмотрении, срок их оплаты не истек.
Те же данные, что и у АСМАП, у Международного союза автомобильного транспорта, подтвердил представитель еврокомиссара по налогообложению и таможне Альгирдаса Шеметы.
Теперь компаниям придется оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей, при поставке оригинал этого сертификата нужно будет привезти на границу, сообщила советник DLA Piper Марина Лякишева. «Какое уж тут электронное декларирование?» Даже при оформлении банковской гарантии или предварительном декларировании и перечислении всех платежей еще до въезда товаров основанием для пропуска товара через границу все равно будет оригинал сертификата на уплату», - подчеркнула она.
Правда, есть альтернатива предъявлению оригинала сертификата на границе, но тогда потребуется договор поручительства с ФТС, а выдает такие поручительства фактически только ФГУП «Ростэк». Цена книжки TIR — 50-100 долларов, в то время как улуги «Ростэка» обходятся в 1 тыс. рублей за доставку товара на 20 метров через границу и от 30 тыс. до 60 тыс. руб. — за доставку во внутренний таможенный орган.
Решение ударит по импортерам как раз в высокий сезон — в сентябре — октябре, отмечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, цены вырастут, а часть товаров будет поступать с задержкой.