Близкие Хилала Мамедова говорят, что он ушел из дома около 10 утра 21 июня в больницу Нефтяников в Баку проведать родственника. В 11.30 Мамедов позвонил домой, сказав, что вернется через 30 минут.
«На звонки, на его мобильный телефон с 14.00 до 15.30 отвечал неизвестный мужской голос, который говорил, что Хилал Мамедов не может подойти к телефону, его осматривает врач. После 15.30 мобильный был отключен. В 16.20 на звонок с московского номера (звонил брат Хилала Мамедова) сообщили, что Хилал задержан полицией и никаких объяснений не последовало», – говорится в заявлении ИМД.
К вечеру в полиции подтвердили, что он был задержан по обвинению в незаконном хранении наркотиков, передает Радио Азалдыг.
Позже в его квартире был проведен обыск, в ходе которого были найдены наркотические вещества. Родственники задержанного утверждают, что их подбросили следователи.
В Институте мира и демократии задержание Мамедова расценили как давление на гражданского активиста.
Мамедов является главным редактором газеты и сайта на талышском языке «Tolishi Sado» («Голос Талыша»). Предыдущий редактор этой газеты был осужден по обвинению в шпионаже в пользу Ирана на 10 лет и скончался в тюремной больнице.
Видеоролик Мамедова, снятый в ноябре 2011 года на одной из свадеб в селе Тангеруд, получил широкую известность, и даже стал интернет-мемом. Журналист снял на камеру и выложил в интернет традиционное выступление куплетистов на свадьбе.
Строчка из куплетов «Ты кто такой? Давай, до свидания» стала крайне популярной среди российской оппозиции, которая неоднократно призывала сказать «До свидания» бывшему министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, главе СК России Александру Бастрыкину и действующему президенту Владимиру Путину.
Куплеты мейхана – это азербайджанское народное музыкально-поэтическое творчество, вышедшее из стихотворных состязаний посетителей трактиров, где можно было выпить стакан вина, послушать музыку и поиграть в распространенные тогда игры.
Мейхана (дословно - «Дом Вина») исполнялись под ритмический аккомпанемент дэфа. Тему задавал один из участников, после чего начиналось импровизационное шуточно-сатирическое состязание, чем-то напоминающее русские частушки.
Мейхана регулярно запрещались духовенством, закрывались и вновь открывались в зависимости от политической обстановки в стране. Стихотворные состязания, однако, получили такую популярность, что стали исполняться под названием мейхана и вне таверн - по праздникам и на свадьбах. Появились признанные народом мейханисты-профессионалы, которых приглашали за определенную плату на свадьбы.