«Участие в Совете предполагает вовсе не представительские функции, а, прежде всего, реальный общественный контроль за соблюдением прав человека в России. Такую же работу можно делать, будучи членом Общественной палаты РФ или депутатом Государственной Думы», - отмечается в заявлении СПЧ, размещенном на сайте совета.
«Вот почему мы солидаризируемся с членом Общественной палаты РФ Н.К. Сванидзе, который вошел в «первую тройку» по итогам интернет-голосования, но уже заявил самоотвод. В связи с этим мы просим президента согласиться с нашим выводом о нецелесообразности включения членов Общественной палаты РФ и парламентариев в состав Совета», - говорится там.
«Мы отдаем должное желанию сделать понятной, прозрачной и открытой процедуру отбора кандидатов в Совет на основе интернет-голосования, но полагаем, что только Президент вправе решать, кто будет приглашен в него войти, а кто нет. И каждый приглашенный вправе дать на это свое согласие или нет», - заявили в совете.
«Возможность узнать мнение общества крайне важна, а рейтинговое голосование действительно может служить одним из ориентиров для принятия решений, но только в том случае, если процедура голосования надежно защищена от фальсификаций, - отмечается в документе. - В данном случае, к сожалению, нами выявлен случай серьезной подтасовки результатов: по одному из кандидатов, вошедших в «первую тройку», установлено 10-кратное превышение числа голосований над количеством уникальных IP-адресов. Мы полагаем это серьезным аргументом в пользу обязательного использования процедуры верификации пользователей при проведении подобных интернет-голосований в будущем».
«В Совет, безусловно, не должны входить люди, ставящие под сомнение цели и смысл его деятельности или не признающие приоритет прав человека как важнейшего инструмента развития общества и индикатора сбоев в системах управления. Иначе Совет не будет отвечать своей миссии защитника общества от появления законов и практик, создающих условия для системных нарушений прав человека», - уверены в СПЧ.
«В целях развития гражданского общества и построения правового государства необходимо, используя возможности эффективных интернет-технологий, развернуть под эгидой Совета систему интерактивного сигнализирования о нарушениях прав человека, которая могла бы быть интегрирована с механизмами независимой общественной экспертизы, организуемой через систему представленных в Совете либо сотрудничающих с Советом некоммерческих организаций», - также говорится в заявлении.
Эту позицию поддержал 21 член СПЧ, причем трое из них выразили особое мнение, не поддержали и выразили особое мнение всего два члена совета, еще двое не голосовали.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу председатель совета Михаил Федотов заявил, что сразу два кандидата, вошедшие в своих номинациях в тройки победителей по итогам интернет-консультаций, могут не попасть в СПЧ в связи с нарушениями.
Напомним, весной в СПЧ освободилось 13 вакантных мест. В августе было рассмотрено 190 заявок. В результате первичного отбора оставшимися 27 членами совета 107 кандидатов были отсеяны из-за несоответствия «заявленным требованиям». Процесс отсеивания вызвал немало критики. В частности, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, чью кандидатуру отклонили, устроил голодовку и призвал созвать альтернативный совет правозащитников.
Кандидатуры оставшихся 83 соискателей были предложены для общественного обсуждения на сайте совета. По итогам «рейтингового голосования» в Сети 39 оставшихся, то есть по три претендента на каждое вакантное место в СПЧ, должны были быть представлены президенту в начале октября.
В четверг на встрече с Федотовым президент Владимир Путин предложил кардинально расширить состав СПЧ, включив в него по три кандидата от каждой номинации, победивших в конкурсном отборе. Таким образом, СПЧ может увеличиться с 40 до 65 человек.