Убийства совершены в период с 2011 года по настоящее время, и у следствия «имеются достаточные основания полагать, что данные преступления совершены одним лицом», говорится в сообщении на сайте СУ СК.
По всем этим фактам возбуждены уголовные дела, ряд из которых соединены в одно производство. Во всех случаях жертвами преступлений становились одиноко проживающие в хрущевках женщины пожилого возраста (75-90 лет). Преступник представлялся сотрудником ТСЖ либо социальных служб и проходил в квартиру предполагаемых жертв. Затем злоумышленник душил женщин удавкой (например, поясом от халата потерпевшей) и впоследствии скрывался с места происшествия. Похищение имущества потерпевших после их убийства для преступника приоритетным не является, отметили следователи.
Последние три убийства пенсионерок произошли в конце сентября - начале октября 2012 года в Уфе. Следствие располагает видеозаписью с изображением потенциального преступника, попавшего в объектив камеры видеонаблюдения в подъезде одной из жертв, а также композиционным портретом злоумышленника.
Следователи просят всех, кто видел этого человека, обратиться в правоохранительные органы.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, похожее преступление расследовали в Свердловской области начиная с 2008 года по лето 2012 года. В поисках убийцы 17 пенсионерок с апреля 2008 года на первоначальном этапе следствия на причастность проверялась невиновная жительница Верхней Туры.
В ходе следствия она написала явку с повинной, однако путалась в показаниях. Затем женщина рассказала следователям, что сознаться ее заставили трое сотрудников милиции из Нижнего Тагила.
«Они склонили женщину к даче ложных признательных показаний. В частности, заявляли, что совершат в отношении нее насильственные действия сексуального характера. Кроме того, они надевали ей на голову полиэтиленовый пакет, перекрывая доступ воздуха, и избивали. На протяжении 4 дней женщина была лишена пищи», - сообщили в СК.
Этими сотрудниками были замначальника отдела уголовного розыска ОВД Ленинского района, начальник отделения по борьбе с преступлениями против личности оперативно-розыскной части уголовного розыска при УВД города, а также начальник отдела по борьбе с преступлениями против личности и розыскной работы ГУВД по Свердловской области, который на тот момент был главой уголовного розыска ОВД Ленинского района Нижнего Тагила.
Все три милиционера были осуждены летом 2011 года. Они были признаны виновными в превышении должностных полномочий и служебном подлоге и получили от 3 до 4,5 лет лишения свободы, один из них - условно.
4 июня свердловский областной суд признал виновной во всех 17 убийствах другую подозреваемую - 41-летнюю Ирину Гайдамачук, жительницу Красноуфимска, и приговорил к 20 годам колонии общего режима и 2 годам ограничения свободы.
В ходе следствия было установлено, что Ирина Гайдмачук на протяжении восьми лет – с 2002-го по 2010-й – совершала разбойные нападения на престарелых женщин. Возраст жертв варьировался от 61 года до 89 лет.
Подозреваемая выбирала одиноко проживающих старушек, следила за ними определенное время. Потом звонила и представлялась сотрудником газовой службы, напрашивалась на встречу якобы для того, чтобы проверить состояние плит. Попав в жилище жертв, она отвлекала их и наносила удар тупым предметом, чаще всего – молотком.
Основным полем преступной деятельности Гайдамачук был ее родной город Красноуфимск, где она совершила 10 убийств. По версии следствия, в городе Серове она убила трех пожилых женщин, в Екатеринбурге – двух, в рабочем поселке Ачит – тоже двух.
В каждом случае преступница похищала из квартиры убитой от 1 тыс. до 16 тыс. рублей. В итоге общий размер похищенного составил 40 тыс. Самую крупную сумму – 16 тыс. рублей – Гайдамачук вынесла из квартиры по улице Ухтомского в Красноуфимске.
На след преступницы следствию удалось выйти после последнего убийства в мае 2010 года.