Закон принят Государственной думой 7 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.
#{smallinfographicright=447514}Закон направлен на достижение целей, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 года, говорится в сообщении на сайте Кремля.
В частности, в целях профилактики алкоголизма среди молодежи с 1 января 2013 года устанавливается запрет производства и оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, менее чем 7% объема готовой продукции в потребительской таре более 330 миллилитров, а также маркировка указанной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 9% объема готовой продукции федеральными специальными марками и акцизными марками.
Документом определяются места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также устанавливается перечень общественных мест, где не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции. Кроме того, законом предусматривается ограничение с 23 часов до 8 часов по местному времени розничной продажи алкогольной продукции. Субъектам Федерации предоставляется право на введение дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции, включая полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Учитывая, что в соответствии с законом пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, отнесены к алкогольной продукции, отдельные положения закона, касающиеся оборота алкогольной продукции, распространяются на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Федеральным законом установлен ряд мер, направленных на усиление ограничения рекламы алкогольной продукции крепостью более 5% в объеме готовой продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.
Закон направлен на усиление защиты экономических интересов России, противодействия нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
В целях предотвращения и снижения производства неучтенной продукции, обеспечения полноты учета фактического оборота и использования сырья законом предусматриваются лицензирование перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, введение автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории России.
Согласно закону организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, а также этилового спирта по фармакопейным статьям в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов в установленном объеме, должны декларировать объем их использования.
#{smallinfographicright=447120}В соответствии с законом запрещаются: розничная продажа этилового спирта, за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями; производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта в случае неуведомления лицензирующего органа о возобновлении использования основного технологического оборудования для производства указанной продукции; искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также декларации об использовании производственных мощностей.
Законом предусмотрен механизм осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающий в себя лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.