Обыски и выемка документов проводятся в загородных коттеджах экс-гендиректора фонда Marshall Capital, а ныне руководителя Ростелекома Александра Провоторова и основателя этого фонда Константина Малофеева, сообщил во вторник источник «Интерфакса» в правоохранительных органах.
Последние события повлекли резкое снижение котировок акций Ростелекома, которые вышли в лидеры падения на российской бирже
По данным агентства, оперативно-следственные действия проводятся в рамках уголовного дела по факту незаконного получения более 200 млн долларов на покупку компании «Нутритек».
В Ростелекоме сообщения об обысках у Провоторова не комментируют. Официальных комментариев от правоохранительных органов также пока не поступало.
Однако источники в силовых структурах делятся подробностями. Так, по некоторым сообщениям, один из фигурантов дела о кредите для Нутритека, в котором фигурирует руководитель Ростелекома Александр Провоторов, уже задержан. Кто имеется в виду, источник не сообщил. По данным ряда СМИ, речь идет о Константине Малофееве.
Правда, по словам еще одного источника «Интерфакса» в правоохранительных органах, Малофеев пока лишь доставлен для допроса в здание следственного департамента МВД. Он еще не задержан. «Но в ближайшее время это может произойти», – подчеркнул собеседник агентства.
В МВД также доставлена гендиректор Русагропрома Евгения Кремнева.
«Формально статуса задержанной у нее также нет», – отметил источник.
Наконец, в рамках дела о мошенничестве с кредитом на покупку Нутритека в МВД собираются допросить юриста Marshall Capital Дмитрия Скуратова. Сын бывшего генпрокурора Юрия Скуратова, по данным СМИ, также уже доставлен в следственный департамент МВД.
В свою очередь экс-генпрокурор подтвердил, что его сын Дмитрий работал в Marshall Capital юристом. «Да, мой сын работал там юристом, но ключевой роли не играл», – заявил Скуратов «Интерфаксу» и выразил надежду на то, что следствие «детально и объективно разберется в этом деле».
«Я косвенно слышал о том, что это дело рассматривалось в плоскости гражданско-правовых отношений, но, как вы знаете, эти отношения у нас часто перерастают в уголовное преследование как способ давления», – выразил мнение Юрий Скуратов.
О причинах допросов и обысков в элитных коттеджных поселках пишет Forbes. По информации издания, действия правоохранительных органов проходят в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве с кредитом ВТБ, возбужденного еще в ноябре 2011 года. Сообщается, что в 2007 году госбанк выдал заем на 225 млн долларов компании «Русагропром» на покупку шести молокозаводов у производителя «Нутритек», контролировавшегося структурами инвестфонда Малофеева. В переговорах о выдаче кредита Малофеев и Провоторов, на тот момент входивший в управление Marshall Capital, участвовали лично.
Однако, как показала проведенная компанией Deloitte Consulting LLP проверка, в качестве обеспечения по кредиту ВТБ получил в залог акции молочных предприятий, стоимость которых была завышена в пять раз, сообщает «Коммерсантъ».
VTB Capital пытался взыскать эти средства с процентами и пени (всего 230 млн долларов) с инвестиционного фонда Marshall Capital Partners и других структур Константина Малофеева. Однако в ноябре прошлого года Высокий суд Лондона решил, что судебный спор между ВТБ и ними находится вне его юрисдикции.
При этом в компании Marshall Capital заявляли, что к Русагропрому они никакого отношения не имеют, к предполагаемому хищению, если оно действительно имело место, тоже, а представители госбанка обещали продолжить добиваться возврата исчезнувших средств всеми возможными законными способами.
Отметим, что у Провоторова, возглавляющего Ростелеком, возникали в последнее время и другие проблемы. Так, в начале октября в офисе компании проходили обыски, связанные с делом о деятельности ряда менеджеров, которые по подложным документам оформили около 20 служебных квартир и нежилых помещений в собственность умерших людей. По данным «Ведомостей», ущерб от этих действий составил более 100 млн рублей.
Также в последние несколько месяцев упорно ходили слухи о смене руководства Ростелекома.
Так, в конце октября вице-премьер Аркадий Дворкович заявил ИТАР-ТАСС, что инвестпрограмма компании нуждается в корректировке, а ее менеджмент – в обновлении. При этом Дворкович затруднился сказать, в какие сроки это будет сделано, но отметил: «В любом случае не позднее тех сроков, которые предусмотрены законодательством». «Есть сроки проведения собрания акционеров, есть сроки, предусмотренные контрактами. В любом случае акционеры, и никто иной, будут принимать решение», – сказал он.
Ранее с критикой инвестиционной политики Ростелекома, возглавляемого Александром Провоторовым, выступал и министр связи России Николай Никифоров. По мнению последнего, госкомпания увлеклась «строительством сотового бизнеса» в ущерб обеспечению проводным интернетом регионов.
А вместо Александра Провоторова во главе Ростелекома, по данным целого ряда СМИ, государство хотело бы видеть Вадима Семенова, гендиректора Связьинвеста и однокурсника премьер-министра Дмитрия Медведева. Провоторов возглавлял компанию с июля 2010 года.
Были в последние дни проблемы и у второго фигуранта нынешнего расследования. Накануне основатель Marshall Capital и крупный миноритарный акционер Ростелекома Константин Малофеев был снят с выборов депутатов Знаменского сельсовета Смоленской области. Произошло это за день до голосования по запросу районного прокурора, установившего факт подкупа избирателей.
При этом, по данным «Известий», место депутата сельсовета Малофееву было нужно, чтобы стать сенатором от Смоленской области. Ряд СМИ даже делился слухами, что якобы он заплатил за место в Совете Федерации 10 млн евро. Место сенатора якобы было нужно фигуранту для получения неприкосновенности от уголовного преследования. В итоге, однако, в сенаторы от региона местный губернатор Алексей Островский выдвинул другого человека – председателя областной думы Анатолия Мишнева.
Наконец, нельзя не упомянуть о том, что последние события повлекли резкое снижение котировок акций Ростелекома, которые вышли в лидеры падения на российской бирже. На ММВБ-РТС к 11.28 обыкновенные акции Ростелекома упали на 3,5% (до 118,49 рубля), «префы» – на 3% (до 87,4 рубля), притом что остальные «фишки» на рынке просели в рамках коррекции на 0,1–1,6%.