Экономика

26 июня 2024, 11:20

Поставки новых моделей снизили цены на автомобили в России

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Новые легковые автомобили неожиданно подешевели до 2,8 млн рублей в среднем по рынку, посчитал «Автостат». Хотя последние 10 месяцев средняя цена держалась выше 3 млн рублей после подорожания летом прошлого года. Что помогло снизить цены на автомобили этой весной и удастся ли сохранить этот тренд и дальше?

Майская средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России снизилась до 2,8 млн рублей, сообщает агентство «Автостат».

Летом прошлого года такие автомобили стоили дороже трех миллионов и не дешевели много месяцев подряд. С июня 2023 года по апрель 2024-го, то есть в течение 10 месяцев, средняя цена стабильно находилась на уровне выше 3 млн рублей. В марте 2024 года был достигнут максимум в 3,4 млн рублей. Только с апреля средневзвешенная цена начала снижаться: в апреле на 7% к предыдущему месяцу, в мае – еще на 8,5%.

Чем объясняется такой тренд и как долго он продлится?

Падение средневзвешенной цены эксперты агентства «Автостат» связывают с изменением структуры продаж новых легковых машин. С одной стороны, выросла рыночная доля у автомобилей «бюджетных» и «среднеценовых» брендов. Так, у лидера рынка – отечественной Lada – она увеличилась с 30,8% в апреле до 31,5% в мае. Похожая ситуация и у китайских брендов Chery, Haval, Changan, OMODA, Belgee плюс российский бренд Solaris. Средневзвешенная цена у моделей этих марок составляет менее 3 млн рублей. В итоге доля рынка у всех этих шести брендов за месяц выросла на 4%, отмечает «Автостат».

«После введения санкций в России и ухода иностранных брендов, предложение новых машин резко сократилось. Это привело к дефициту и росту цен, так как спрос оставался высоким. Рынок оказался менее конкурентным, что позволило оставшимся производителям диктовать более высокие цены. А существенное увеличение прямых поставок из Китая в этом году привело к снижению цен на некоторые модели. Появление новых китайских брендов также усилило конкуренцию на рынке, что заставило производителей снижать цены», – полагает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

Экспорт легкового транспорта из Китая в Россию растет уже четвертый месяц подряд.

В мае Китай экспортировал в Россию легковушек на рекордную с ноября прошлого года сумму в 1,3 млрд долларов. По сравнению с прошлым годом продажи выросли сразу на 63%.

Причем Россия заняла первое место в рейтинге покупателей китайских автомобилей напрямую у Китая. Никто больше столько их не покупает. В Россию за пять месяцев было поставлено 373 тыс. машин из Китая. На втором месте – Мексика, куда было отправлено в два раза меньше машин. Следом Бразилия, Бельгия и ОАЭ.

При расширении предложения на рынке спрос замедлился. «После повышения ключевой ставки Банком России и роста стоимости кредитов спрос на автомобили замедлился, потребители больше стали ориентироваться на средний ценовой сегмент и бюджетные авто, что привело к сокращению средней стоимости», – отмечают в пресс-службе ГК «Автодом».

«На рынок выходят «новые» покупатели, получившие преимущества от растущих зарплат. Они также смотрят на более бюджетные модели, что влияет на среднюю стоимость автомобиля», – говорит Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА.

«Одновременно с этим отмечается снижение продаж автомобилей премиального сегмента – это произошло впервые за 14 месяцев. В мае продажи новых авто сегмента luxury снизились на 22% к уровню прошлого года»,

– указывают в ГК «Автодом». 

По данным «Автостата», наблюдается снижение доли рынка у целого ряда «дорогих» и «очень дорогих» марок: Exeed, Tank, Lixiang, Voyah, Zeekr. Западные люксовые марки автомобилей Toyota, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen уже давно прекратили официальные поставки в Россию, но теперь их модели стали доступны по альтернативному импорту. Средневзвешенная цена таких машин существенно дороже 3 млн рублей, а их общая рыночная доля за месяц сократилась примерно в 1,5 раза, отмечает «Автостат».

Параллельный импорт автомобилей резко просел из-за введения утилизационного сбора с 1 апреля, который сделал ввоз машин таким способом менее выгодным. Обычно через этот канал в Россию поступали более дорогие гибридные машины и электромобили, а также Toyota и BMW. Из-за границы заказывают в основном премиальные марки автомобилей, потому что другие модели становится бессмысленно ввозить неофициально.

«Прямые поставки из Китая становятся более выгодными и эффективными для производителей с точки зрения логистики и цен. Этому способствует и углубление экономических отношений между Россией и Китаем. При этом параллельный импорт более рискован и нестабилен, так как зависит от политической ситуации, в частности», – говорит Деев.

«Также мы видим снижение цен на автомобили, произведенные в России, так как они изначально были завышены. Плюс сезонную причину – многие автосалоны и дилеры сделали очень привлекательные специальные предложения.

Но к началу июля складские запасы автомобилей прошлого года исчерпаются – и маятник цены может пойти обратно. Осенью мы можем получить увеличение среднего чека на автомобиль», – не исключает Гришунин.  

Любопытно, что в Белоруссии отечественную Lada Granta и Vesta можно купить значительно дешевле, чем в России. По данным портала Quto, один из белорусских дилеров бренда продает автомобиль по ценам ниже, чем в России – за 891 тыс. рублей против 992 тысяч у нас.

Автомобили Lada Vesta в Белоруссии стоят еще меньше, чем в России: разница превышает 300 тыс. рублей, уверяет Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service. «Разница с российской ценой в 20% объясняется отсутствием в цене утилизационного сбора, который при ввозе такой машины юридическим лицом составляет порядка 300 тыс. рублей. Если покупать автомобиль для личного пользования физическим лицом (и не продавать в течение года), то утилизационный сбор при ввозе из Белоруссии составит лишь 3,4 тыс. рублей. Если добавить сюда услуги посредника по постановке на учет, транспортные расходы, проживание, то даже с учетом этих трат экономия получается в районе 200 тыс. рублей», – рассказывает собеседник. Поэтому не исключено, что появятся желающие ездить в Белоруссию ради автомобильного туризма.

Что ждет автомобильный рынок в России в этом году?

«В мае 2024 года доля китайских брендов на российском авторынке составила 54%, в премиум-сегменте – 80%. В течение двух последних месяцев стоимость новых легковых автомобилей китайского производства снижается в среднем на 5-9%.

Большие складские остатки и поставки новых моделей от китайских концернов создают предпосылки для того, что цены на автомобили из Китая будут оставаться стабильными или продолжат незначительно сокращаться»,

– прогнозируют в пресс-службе «Автодома».

Однако Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что цены на автомобили в 2024 году будут колебаться: после окончания сезона отпусков спрос на автомобили может вырасти, что отразится на ценах – стоимость наиболее востребованных моделей может увеличиться. В то же время в конце года автодилеры и производители, как правило, освобождают склады для автомобилей нового модельного года и могут снижать цены на отдельные позиции, но лишь на небольшой срок, добавляет эксперт.

При этом угрозы для «АвтоВАЗа» пока нет. «О том, что «АвтоВАЗ» вот-вот сместят с первого места по продажам говорят уже много лет, однако этого не происходит, потому что компания не стоит на месте, развивается, выпускает новые модели автомобилей, модернизирует производство, имеет развитую сбытовую сеть в стране», – говорит Баранов.

Правительство России будет продолжать поддерживать как отечественный автопром, так и иностранных производителей, кто готов создавать производство в России, продолжатся программы льготного автокредитования. Доля отечественных автомобилей закрепится на уровне 35-40%. Китайский импорт автомобилей займет долю в 50-60%. Оставшуюся часть рынка сохранит параллельный импорт. Объем продаж автомобилей составит порядка 1,3-1,5 млн штук», – ожидает Переславский.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Лавров подтвердил соблюдение Россией ограничений по ядерным арсеналам
Темы дня

В Германии начались репрессии за трансляцию российских каналов

В Германии супружеской паре грозит тюрьма за стриминг российских телеканалов, вещание которых запрещено в Европе. Во время обысков было изъято оборудование, а сам интернет-сервис заблокирован. В экспертной среде отмечают, что только в Германии российское телевидение смотрели несколько миллионов человек, и многие из них продолжают делать это в обход блокировок.

Второй за год взрыв на АЗС в Дагестане требует ужесточения проверок

Жертвами взрыва на АЗС Plus в пригороде Махачкалы, по последним данным, стали 13 человек, в том числе двое детей, пострадали более 20. По одной из версий, причиной трагедии стал взрыв газового баллона. На этой АЗС плановая проверка проводилась весной прошлого года. Это второй аналогичный случай за год. Как отмечают местные жители, проверке должны подвергаться не только АЗС, но и находящиеся рядом кафе и магазины.

Эксперт рассказал о будущем «Хезболлы» без Насруллы

Россия предъявила претензии по «Северным потокам» четырем странам

Погиб экс-боец ЦАХАЛ, служивший в ДНР под позывным «Моссад»

Новости

Швейцария поддержала мирную инициативу Китая и Бразилии

Швейцария выразила поддержку мирной инициативе Китая и Бразилии по Украине, которая основана на ценностях ООН, отметив ее значимость для достижения мира.

Лавров отреагировал на призыв Стубба исключить Россию из СБ ООН

Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал заявления президента Финляндии Александера Стубба о необходимости лишить России права голоса в СБ ООН словами «горячего финского парня».

В Ульяновске задержали мужчину за нападение на пенсионерку с цветами

В Ульяновской области задержали 46-летнего мужчину за нападение на пенсионерку возле супермаркета, против нее возбуждено уголовное дело за хулиганство.

Безуглая обвинила Сырского в «прятках на даче»

Депутат Верховной рады Марьяна Безуглая заявила, что главком ВСУ Александр Сырский скрывается на даче в Харьковской области, и потребовала объяснений.

Российские и белорусские биатлонисты отстранены от международного сезона

Российские и белорусские биатлонисты не смогут участвовать в новом международном сезоне, так как вопрос восстановления национальных федераций не был включен в повестку конгресса в Белграде, сообщили в Международном союзе биатлонистов.(IBU).

ВСУ начали применять новую тактику налетов на Энергодар

Украинские боевики применили тактику последовательных атак дронами на Энергодар, запуская до пяти беспилотников с интервалом в 10-15 минут для достижения целей.

Эксперт: Обезглавить «Хезболлу» помогли в ближайшем круге Насраллы

«Хезболла», скорее всего, имеет дело с «врагом изнутри», подсказавшим местоположение Хасана Насраллы, которое всегда держится в строжайшем секрете, заявила газете ВЗГЛЯД эксперт АНО «Центр международного взаимодействия и сотрудничества» Ая Данильян, комментируя гибель лидера ливанского движения «Хезболла».

Инцидент на ж/д мосту в Самарской области приостановил движение поездов

В районе города Кинель Самарской области на железнодорожном мосту произошел сильный хлопок, в результате которого повреждены островки безопасности, движение поездов временно приостановлено.

Русскоязычную журналистку выгнали со встречи с Санду

Русскоязычную журналистку Светлану Дроздецкую выгнали со встречи президентом Молдавии Майей Санду с диаспорой в Италии из-за использования русского языка.

Танкисты «Ахмата» остановили наступление ВСУ под Суджей

Экипаж танкистов спецназа «Ахмат» уничтожил группу пехоты ВСУ, пытавшуюся прорвать линию обороны в районе Суджи, сообщил танкист с позывным «Заза».

Дипломаты выстроились в очередь, чтобы пожать руку Лаврову после выступления в ООН

После выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН к Сергею Лаврову выстроилась очередь из представителей иностранных государств, стремящихся пожать ему руку, сообщила представитель МИД Мария Захарова.

Лавров объяснил бессмысленность войны с ядерной державой

Попытки воевать до победы с ядерной державой, такой как Россия, бессмысленны, заявил глава МИД России Сергей Лавров на сессии Генассамблеи ООН.
Мнения

Владимир Можегов: Как приватизировали Европу

«План Дауэса» – нечто гораздо большее, чем то, что о нем принято говорить, да и к нам самим имеет отношение гораздо большее. Возможно, это вообще ключевая точка XX века. В этом году ему исполнилось сто лет.

Сергей Миркин: Порошенко готовится к выборам Зеленского

Возможно, так называемый план победы Зеленского рассчитан на то, что его не утвердят в Вашингтоне, а это даст ЗЕ-команде возможность провести многоходовую комбинацию, результатом которой станет проведение выборов президента без отмены военного положения.

Никита Коваленко: Армению нельзя игнорировать

Для великих держав не существует вариантов не замечать проблему или ждать, когда она сама собой рассосется. Тем более если речь идет о соседних странах. Перефразируя бородатую шутку – если мы не выстроим отношения с ближним зарубежьем, то это сделают солдаты НАТО. Уже проверено.
Вопрос дня

Какие преступления совершили ВСУ в Курской области