Экономика

1 октября 2021, 14:30

Изгнание мигрантов ввергло Британию в бензиновый кризис

Фото: Vuk Valcic/SOPA Images/Sipa US/Reuters

Гигантские очереди на заправках, преследования и попытки захвата бензовозов, закрытие предприятий, школ и университетов. Все это не постапокалиптический голливудский триллер, а сегодняшняя реальность в Великобритании. Как до такого дошло и при чем здесь решения, принятые британским правительством для ограничения миграции?

Некоторые российские эксперты регулярно предлагают властям радикальное решение миграционного вопроса. По их словам, рабочих из Средней Азии нужно отправить по домам, ввести визовый режим с их республиками и радикально сократить приток иностранной рабочей силы на отечественный рынок труда. Который, естественно, сразу же займут жаждущие зарабатывать соотечественники.

Проблема в том, что жизненные реалии серьезно отличаются от представлений сторонников быстрых решений. И к чему приведут такого рода решения, отечественные специалисты могут прямо сейчас понаблюдать на примере Великобритании. Там как раз изгнали гастарбайтеров – и спровоцировали тем самым серьезнейший экономический кризис.

Очереди по-британски

Сегодняшняя Великобритания напоминает Австралию из культовой серии фильмов «Безумный Макс». Нет, страна еще не превратилась в выжженную пустошь, однако топливо, как и в «Безумном Максе», превратилось в один из самых ценных товаров в стране.

«Длинные очереди людей на заправочных станциях, с нетерпением ожидающих возможность заправить свои машины – все это стало в последние дни пугающей реальностью Соединенного Королевства», – пишет издание Foreign Policy. По состоянию на 28 сентября 37% заправок, принадлежащих членам Ассоциации продавцов топлива (крупнейшее сообщество в этой отрасли), были пустыми. Ряд АЗС в итоге закрылись, на других ввели ограничение на выдачу бензина населению для предотвращения массовых ажиотажных закупок (максимум на 30 фунтов за заправку – то есть около 20 литров).

Неудивительно, что СМИ сообщают о самых настоящих побоищах на заправках, а некоторые рисуют и более странные картины.

«Мой родственник работает водителем бензовоза, он развозит топливо. Сейчас он в дороге и говорит, что его преследуют другие машины. Буквально следуют по пятам. По его словам, это похоже на какой-то апокалипсис, а они – простые задроты», – пишет один из британцев в Twitter.

Нехватка топлива привела к множеству кругов на воде. Предприятия (куда не могут доехать сотрудники) находятся под угрозой закрытия – как и школы с университетами. Дошло до того, что врачебные организации уже предлагают размещать докторов, работающих на выезд в сельскую местность, в тамошних гостиницах – чтобы им не приходилось кататься и сжигать топливо, которого нет. И перспективы безрадостные – по мнению издания Times, даже если прямо сейчас паника и ажиотаж прекратятся, перебои с топливом будут продолжаться еще месяц.

Как ни странно, причиной апокалипсиса стала не нехватка топлива из-за резкого роста цен на энергоносители. По словам главы британского Минтранса Гранта Шеппса, топлива в стране больше чем достаточно – но вот доставить его в пункты продаж некому. В Великобритании на сегодняшней день категорически не хватает простых водителей грузовиков (в том числе и бензовозов). А не хватает их, по мнению самих британских экспертов, не только из-за коронавируса (в стране недавно сняли ряд ограничений и люди снова начали ездить на работу, а также по другим делам), но и из-за недальновидности и радикализма британских властей, а также чопорности и снобизма английского населения. То есть из-за Брекзита и того, как этот Брекзит осуществлялся.

«Крутая была сделка, да?»

Напомним, что несколько лет назад (когда англичане обсуждали, нужно ли им уходить из ЕС) одним из основных аргументов сторонников выхода из ЕС было желание не пускать в Великобританию гастарбайтеров. Всяких болгар и румын, которые отнимают у честных англичан зарплату.

Неудивительно, что за Брекзит проголосовала как раз та самая «рабочая» Англия, не любящая чужаков. Проголосовала – и теперь за это коллективно страдает. Ведь в процессе Брекзита на исторические родины уехали десятки тысяч водителей грузовиков, заменить которых банально некем – а значит, бензин доставлять тоже оказалось некому.

«Я обошел семь АЗС этим утром, ни на одной из них не было топлива. Затем на кольцевой развязке меня ударил фургон. Шикарное начало дня», – пишет в Twitter один из идеологов выхода Великобритании из ЕС Найджел Фарадж. «Добро пожаловать в Брекзит, Найджел. Нравится?» – отвечает ему один из подписчиков. «Крутая была сделка по Брекзиту, да?» – комментирует другой.

Дело действительно в условиях сделки. «Правительство пояснило, что делает упор на переход с зависимости от европейских рабочих к упору на британских, и бизнес готов поучаствовать в данном процессе – однако это долгосрочный процесс. Нужно было уже давно озаботиться созданием плана между правительством и бизнесом по организации управляемого транзита. Вместо этого поток рабочей силы из ЕС закрыли, а никакой дорожной карты по переходу без вреда для услуг и цепочек поставок в Великобритании не разработали», – возмущается председатель Британской торговой палаты баронесса Руби Макгрегор-Смит.

Сейчас власти, проморгавшие ситуацию, в режиме ошпаренного ежика начинают принимать меры для решения проблемы с топливом. Так, министерство образования выделяет 10 млн фунтов в программу по обучению трех тысяч водителей грузовиков. Еще тысячу планируют получить при помощи местных курсов в регионах, которые финансируются в рамках текущих бюджетных программ. Наконец с водилами пообещало помочь министерство обороны.

Однако все понимают, что это капля в море – Британии, по некоторым оценкам, сейчас нужно около 100 тысяч водителей грузовиков. Стране срочно нужны тысячи уже обученных спецов. Поэтому британцы хотят вернуть хотя бы часть уехавших из страны иностранных водителей – они собираются выдать пять тысяч временных виз для иностранных «специалистов», а заманить их зарплатой до 78 тыс. фунтов в год. Наконец, власти в экстренном порядке рассылают письма миллиону британцев с лицензией, позволяющей им водить большегрузный транспорт, и просят вернуться на работу.

Вы просите без уважения

Проблема в том, что сами водители скептически относятся к призыву властей – просто потому, что до этого власти относились к ним и их труду (а там 11-часовой рабочий день) совсем без уважения. Да, чисто теоретически – по закону – после каждых четырех с половиной часов на трассе водители обязаны 45 минут где-то отдыхать, но на практике это сделать непросто из-за недостатка специальных мест, где можно помыться, поесть и подремать.

«Я с детства мечтал водить грузовик, видел себя этаким рыцарем дорог, который доставляет всем товары и помогает людям. Вот только не учел то пренебрежение, с которым стали относиться к людям моей профессии, – говорит бывший водитель грузовика Джим Титеридж. – Сначала исчезли специальные парковки и транспортные кафе. Затем выросло количество запретов на предмет того, где и на какое время я могу останавливаться в городах. Они все хотели получить доставку товаров, но не собирались терпеть у себя пустой грузовик». По словам водителя, во Франции, например, к людям его профессии принципиально иное отношение. «30 лет я отпахал на этой работе, и ни за что не вернусь – у вас просто нет столько денег, чтобы заставить меня передумать», – резюмировал Джим.

Неудивительно, что его коллеги из той же Франции и других стран в Британию ехать отказываются – им хорошо и в странах ЕС, где спрос на их услуги резко возрос.

«Деньги – это важный, но единственный момент. До начала кризиса с коронавирусом и Брекзитом в этой индустрии уже были серьезные проблемы. Она была поражена высокими ожиданиями от водителей, а также безответственным поведением мультинационалов, сбивающих уровень зарплат. В итоге водители проголосовали ногами и перешли на другие профессии. И сейчас водители из стран ЕС, с которыми мы говорили, не отправятся в Великобританию по краткосрочным визам для того, чтобы вытащить Соединенное Королевство из того дерьма, в котором оно по своей вине оказалось», – говорит Эдвин Атема из нидерландского профсоюза водителей.

Хуже того, постбрекзитное «дерьмо», как его назвал Эдвин Атема, коснулось не только сферы перевозок. Резкое изгнание гастарбайтеров вместо постепенной замены их отечественной рабочей силой привело к тому, что, по некоторым данным, 76% компаний гостиничного бизнеса и 82% строительных фирм столкнулись в последние месяцы с проблемой в деле найма персонала. В целом в стране на начало сентября был один миллион вакантных рабочих мест.

И власти в лице правящей Консервативной партии не собираются решать этот вопрос через стимулирование миграции. «Мы пытаемся сделать упор на создании рабочих мест с высокой зарплатой, где люди обладают высокими же навыками – то есть на высокопроизводительный подход в деле развития экономики. Не думаю, что народ этой страны хочет решать все проблемы при помощи неконтролируемой миграции», – заявил премьер-министр Борис Джонсон.

А значит, возможно, Британию ожидают новые постапокалиптические рекорды. Эксперты уже говорят, что в стране возможно повторение «Зимы недовольства» – так назывались массовые протесты зимой 1978-1979 годов, обрушившие рейтинг правящей тогда Лейбористской партии. И зима приходит по душу консерваторов.

Текст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Вам может быть интересно

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении
Темы дня

Противник Украины намерен шокировать Румынию

В Румынии проходят президентские выборы. Основным фаворитом считается действующий премьер-министр страны Марчел Чиолаку. Однако одержать победу в первом туре ему вряд ли удастся. Конкуренцию представителю партии власти может составить правый политик Джордж Симион, которого называют поклонником Трампа и противником помощи Украине. Удастся ли ему победить и как это изменит Румынию?

Запад неадекватно воспринял сигнал от «Орешника»

Уходящая неделя войдет в историю, как один из решающих этапов эскалации конфликта между Западом и Россией. Какие боевые характеристики комплекса «Орешник» являются самыми впечатляющими, почему его испытания являются сигналом далеко не только киевскому режиму и почему реакция Запада на эту ракету является неадекватной?

Киев не поверил в существование гиперзвуковой ракеты «Орешник»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Новости

Рар: Выборы в Румынии подтверждают кризис либеральной модели в Европе

В Восточной Европе отсутствует долгая традиция либеральной политики, поэтому рост влияния правых сил ощущается здесь особенно ярко. Тем не менее данная тенденция характерна для всех государств ЕС, поскольку нынешняя политика объединения не способна справиться с последствиями глобального кризиса, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее в Румынии стартовали президентские выборы.

Суд арестовал имущество замглавы транспортной полиции Махачкалы

Московский суд наложил арест на имущество родственников Казбека Мурзаева, обвиняемого в получении взятки, включая земельные участки и автомобили, оформленные на его отца и родственников.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов частной военной компании «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Жительница Курской области сообщила о мародерстве ВСУ

Эвакуированная жительница Курской области рассказала, что военнослужащие ВСУ похищали у мирных жителей деревни Никипеловка телевизоры и холодильники, оставляя дома с выбитыми окнами и полностью разграбленными.

Банкоматы в Китае перестали выдавать наличные с карт Газпромбанка

Банкоматы Bank of China и ICBC прекратили выдачу наличных с карт Газпромбанка Union Pay, информируя о сбое транзакции.

FT: Россия привлекла йеменских наемников для войны на Украине

Российские вооруженные силы завербовали сотни йеменских мужчин для участия в боевых действиях на Украине, используя сеть контрабанды, связанной с группировкой хуситов, пишет Financial Times.

Россиянин отсудил у BMW 300 млн рублей за неисправность вентилятора

Бизнесмен из Подмосковья выиграл дело против компании BMW из-за неработающего вентилятора в автомобиле, что привело к неустойке в размере 300 млн рублей, сообщили СМИ.

Опубликованы кадры с Путиным после заявления об испытаниях «Орешника»

Журналист Павел Зарубин опубликовал видео, в котором президент России Владимир Путин объяснил, что его заявление об испытании ракетной системы «Орешник» было ясным и понятным.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией

ВСУ заминировали все мосты и дамбы на границе с Белоруссией для их подрыва в случае движения техники, сообщил военнопленный Александр Залесский.

Российские войска продвинулись в Запорожской области

Российские войска продвинулись более чем на два километра на Ореховском направлении в Запорожской области, начав бои за село Белогорье, которое является последним перед пока контролируемой ВСУ Малой Токмачкой, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?