Экономика

3 июля 2020, 20:45

Коронавирус портит жизнь западным авиагигантам

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Сразу два крупнейших пассажирских лайнера – Boeing 747 и Airbus 380 – уходят в историю. Этих гигантов подкосил не только коронакризис, но и ряд общих тенденций в развитии пассажирских авиаперевозок. Что касается коронавируса, то он как раз дает неожиданный шанс российской авиационной промышленности, в том числе ее новейшим проектам.

Компания Boeing после 50 с лишним лет производства прекращает выпуск знаменитого лайнера Boeing 747 «Джамбо Джет». Это связано в том числе с кризисом на фоне пандемии коронавируса, пишет Bloomberg со ссылкой на источники. Последний Boeing 747 будет дособран через два года. Европейский Airbus также сворачивает производство своего гиганта A380.

Boeing 747 появился в 1970-х годах и совершил тогда прорыв в сфере перевозок. У него две палубы, и на вторую палубу с роскошной гостиной вела винтовая лестница. Грузовая версия самолета откидывает носовую часть, благодаря чему можно свободно погрузить практически любой крупногабаритный груз вплоть до буровой установки. За все время был продан 1571 лайнер этой модели. По сути, закрытие производства и Boeing 747, и его собрата A380 символизирует конец эпохи огромных (на 500–800 пассажиров) четырехдвигательных самолетов для межконтинентальных перелетов.

«Boeing и Airbus давно планировали закрыть эти программы. Пандемия коронавируса лишь ускорила принятие неизбежного решения», – отмечает глава специализированного портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. В свое время Boeing и Airbus заявляли, что будущее именно за перевозками большого числа пассажиров между крупными мировыми транспортными узлами на далекие расстояния. «Такие маршруты действительно имеются, однако жизнь показала, что довольно быстро рынок насытился самолетами А380 и B-747. А лайнер новой модификации B-747-800 вообще не пошел как пассажирский самолет. Стало понятно, что новых заказов на них просто нет», – рассказывает Гусаров.

Легендарный B-747 давно приносил Boeing одни убытки. В 2016 году компания теряла 40 млн долларов на каждом «Джамбо Джете». Объемы производства этого лайнера упали до шести штук в год, а последний заказ пришелся аж на 2017 год. Кроме того, суперлайнеры А380 и B-747 не выдержали конкуренцию с двухдвигательными широкофюзеляжными лайнерами с меньшей вместимостью. «Самолет A350 и Boeing 777 оказались более удачными. Заполнить салон на 300–350 пассажиров оказалось легче. К тому же два двигателя по сравнению с четырьмя дают большую экономичность в эксплуатации», – говорит собеседник.

После коронавируса спрос на авиаперевозки резко сократился, и это отразится на падении спроса на новые самолеты. «Держать огромное производство самолетов и большое количество сотрудников сегодня становится очень накладно», – говорит Гусаров. Европейский Airbus уже заявил о массовом сокращении рабочих мест. Бизнес компании придется серьезно реструктурировать. Что касается Boeing – у него ситуация не лучше, и его проблемы возникли проблемы еще до пандемии. Компанию подкосила трагическая история проекта Boeing 737 MAX. Две катастрофы с участием этого лайнера унесли жизни 346 человек, что привело к остановке сотни самолетов и многомиллиардным потерям.

Пока западные авиационные гиганты закрывают производства и массово увольняют сотрудников, для российских авиастроителей открывается окно возможностей. С одной стороны, падение спроса со стороны перевозчиков коснется всех без исключения самолетов. С другой, лайнеры с меньшей вместимостью будут пользоваться большим спросом.

«У «Сухого Суперджета – 100» появляется шанс проявить себя. Когда снижается спрос на перевозки, то летать на заполненном пассажирами небольшом самолете становится более рентабельно, чем на полупустом большом лайнере», – поясняет Роман Гусаров.

Что касается российской новинки МС-21, то этот лайнер пока еще проходит сертификации и его серийное производство стартует лишь через пару лет. Тогда как его конкуренты – А320 и Boeing 737 – уже стоят на конвейере. И это, как ни странно, для российского авиапрома большой плюс.

«Я считаю, что период восстановления рынка авиаперевозок может занять лет пять. Поэтому перед Boeing и Airbus стоит сложная задача – сокращать производство и сотрудников. Все это время они будут нести огромные издержки, которые будут заложены в себестоимость производства», – говорит Гусаров.

Преимущество проекта МС-21 как раз в том, что у него не будет таких проблем, так как производство еще отсутствует. А к тому моменту, как будет развернуто серийное производство, как раз может начать восстанавливаться спрос, считает эксперт.

По продажам Boeing и Airbus ударит, кстати, не только низкий спрос на перевозки, но и еще один важный фактор. Дело в том, что скоро на рынке появится много «лишних», но хороших самолетов типа A320 или Boeing 737, которые заполонят вторичный рынок. Перенасыщение вторичного рынка приведет к падению цен и на новые самолеты, и на уже имеющие небольшой налет. Американцам и европейцам станет еще сложнее реализовывать свои новые машины.

Второе преимущество МС-21 – в его невысокой цене. Во-первых, российский лайнер изначально должен был быть дешевле своих западных конкурентов. Во-вторых, американцы и европейцы вряд ли смогут удержать свои новые машины от удорожания в силу роста накладных расходов.

«У России появляется шикарный шанс – к моменту восстановления спроса на авиаперевозки выйти с хорошим предложением МС-21 и занять свою долю на мировом рынке.

Вопрос только в том, сколько мы сможет производить таких машин. Не думаю, что через пять лет мы будет производить столько МС-21, чтобы для Boeing и Airbus это стало как-то заметно», – рассуждает Гусаров. Планируется собирать до 70 МС-21 в год, однако выйдет ли Россия на такой объем производства даже через пять лет – это еще вопрос.

Наконец, ничего не угрожает и проекту российско-китайского самолета CR929 на 250–300 мест. Во-первых, этот лайнер все-таки не относится к сверхбольшому лайнеру как А380 и Boeing 747 на 500–800 пассажиров, а попадает в более перспективный и популярный сегмент самолетов типа и A350 и Boeing 777. На них спрос, конечно, тоже просядет в силу обстоятельств, но снимать их с производства все же никто не будет. Во-вторых, проект российско-китайского самолета имеет более дальний срок реализации.

«Его производство будет налажено уже тогда, когда мировой рынок авиации полностью восстановится. Наоборот, к тому времени как раз постареют шикофлюзеляжные самолеты в Китае, и их надо будет менять. То есть российско-китайский самолет может прийти на рынок очень даже своевременно», – считает Роман Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Белый дом: Киеву придется снизить мобилизационный возраст до 18 лет
Темы дня

Прибалтийская экономика задыхается без российского электричества

Уже в ближайшие недели страны Прибалтики, как заявляется, «окончательно преодолеют последствия советской оккупации». Речь идет о полном разрыве электросетей этих стран с российской энергосистемой. Однако уже сейчас эйфория от этого события сменилась растерянностью – прибалты вдруг осознали, что обрекают себя на эпоху дефицитного и дорогого электричества.

Афганистан грезит о газовых проектах с Россией

Афганистан заявил, что уже в мае на форуме в Казани подпишет контракт с Россией на транзит СПГ в Юго-Восточную Азию. Однако эта новость вызвала недоумение. Какой именно газ мечтает транзитировать Кабул и почему заполучить российский СПГ ему будет очень сложно?

Спортсменка Жалинская призвала украинцев покинуть страну

Французские военные случайно обнародовали секретные данные об атомных подлодках

Заслуженный учитель: Отличный от ЕГЭ способ поступления в вуз пока не найден

Новости

Россия внесла в стоп-лист вице-канцлера МИД Эстонии

Вице-канцлер МИД Эстонии Минна-Лийна Линд была внесена Россией в стоп-лист в ответ на аннулирование визы Марии Захаровой перед совещанием ОБСЕ.

Из-за пожара обрушилась кровля военного госпиталя в Туле

В результате пожара, охватившего здание военного госпиталя в Туле, произошло частичное обрушение кровли, огонь распространился на второй и третий этажи.

Главного семеновода Свердловской области арестовали за выращивание конопли

Начальник отдела земледелия и семеноводства министерства агропромышленного комплекса Свердловской области Игорь Крупский заключен под стражу по делу о выращивании конопли.

Анонсирован визит главы ЦАР в Россию

Президент Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостен-Арканж Туадера отправляется в Москву, где рассчитывает провести личную встречу с президентом России Владимиром Путиным.

ВСУ отправили в бой под Красноармейск батальон из восьми человек

Командование ВСУ отправило батальон из восьми человек под Красноармейск в помощь 155-й бригаде «Анна Киевская».

Танкеры с российской нефтью застряли в Китае из-за санкций США

Перевозившие более 2 млн баррелей российской нефти три танкера застряли в китайском порту Донцзякоу из-за отказа руководства гавани принимать суда, попавшие в санкционный список США, сообщило агентство Bloomberg.

Тонкий лед внес коррективы в размещение крещенских купелей в Москве

В Москве на Крещение купели разрешено устанавливать только у берега из-за тонкого льда. Это вызвано высокими температурами, которые ожидаются в четверг и пятницу и составят до плюс трех градусов по Цельсию.

Умерла польская актриса Барбара Рыльска

Актриса театра, кино и телевидения, певица Барбара Рыльска, известная как «польская Марлен Дитрих», умерла 11 января перед своим 90-летием, сообщили СМИ.

Украина закрыла последнюю шахту с коксующимся углем из-за наступления ВС России

Украина приостановила добычу коксующегося угля на шахте в Красноармейске из-за продвижения российских войск, что может снизить производство стали в стране, пишет Reuters.

Сийярто назвал атаку ВСУ на «Турецкий поток» посягательством на суверенитет стран ЕС

Нападение на газопровод «Турецкий поток» равнозначно посягательству на суверенитет стран Европы, использующих этот трубопровод, заявил венгерский министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто.

В Кремле назвали атаку ВСУ на станцию «Русская» энергетическим терроризмом

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что атака вооруженных сил Украины на компрессорную станцию «Русская» в Краснодарском крае является примером энергетического терроризма.

В Киеве заметили военную технику с российскими флагами

На улицах Дарницкого района Киева заметили военную технику с флагами России, сообщили местные СМИ.
Мнения

Сергей Худиев: Русский народ как гарант безопасного российского общества

Обеспечение прав меньшинств возможно только в ситуации, когда есть бесспорное большинство. Именно его культура создает пространство, в котором все находятся в безопасности.

Олег Царев: Гренландию дискредитируют по донбасскому сценарию

Когда в 2014 году начались события в Донецке и Луганске, украинские СМИ писали, что на улицы выходят бомжи. Теперь европейские СМИ то же самое пишут о Гренландии. Сколько лет прошло, а ничего не меняется.

Игорь Мальцев: То, что для одного деколонизация, для другого – империализм

Мы начали обратный отчет до той точки, когда люди, которые рассказывали нам про «империалистическую политику России», начнут рассказывать о том, как прекрасна демократическая империя США, которая распространила свободу и на Гренландию тоже.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»