Экономика

1 апреля 2015, 20:30

Российская экономика приятно удивляет

Фото: Сергей Пятаков/РИА "Новости"

Ситуация в российской экономике сейчас лучше, чем прогнозировалось в конце прошлого года, заявляют в правительстве. И это несмотря на продолжающиеся санкции и низкую цену на нефть. Показатели лучше прогнозных замечены в целом ряде отраслей отечественной промышленности, а некоторые из них не только не падают, но даже растут.

Ситуация в российской экономике сейчас лучше, чем прогнозировалось в конце прошлого года, сообщил президенту РФ Владимиру Путину министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Динамика в этих, а также в других секторах народного хозяйства лучше, чем представлялось нам и инвестиционным аналитикам еще в конце прошлого года

Стабилизация видна и на макроэкономическом уровне, и на уровне отдельных отраслей экономики. Так, разогнавшаяся в конце прошлого года девальвация рубля и инфляция уже в марте стабилизировались. Рубль к доллару не вернулся до докризисных уровней, однако скачкообразное падение прекратилось. Более того, рубль отыграл часть потерь и уравновесился на уровне 58–60 рублей за доллар, а также перестал сильно реагировать, когда котировки нефти падают. Инфляция пока тоже не опустилась ниже 10% и далека еще от докризисных ориентиров, однако раскрутка спирали замедлилась, что позволило ЦБ РФ ожидать ее снижения до однозначного значения уже в 2016 году.

Даже западные аналитики, которые ждали куда более внушительного влияния санкций на российскую экономику, вынуждены признавать положительные изменения в России на макроэкономическом уровне.

Все это сказывается и на отдельных отраслях российской промышленности. Речь в первую очередь о транспортном машиностроении – автомобильном, авиационном и вагоностроении. О росте показателей, конечно, здесь еще рано говорить. Однако «динамика в этих, а также в других секторах народного хозяйства лучше, чем представлялось нам и представлялось инвестиционным аналитикам еще в конце прошлого года», отметил Улюкаев в беседе с Путиным, приведя несколько наглядных примеров.

Так, аналитики и МЭР ожидали снижения авиаперевозок на 20%. «В реальности сокращение прошло на 10%, но больше – 18% – международные (авиаперевозки), а на внутренних перевозках даже рост 10-процентный», – рассказал Улюкаев. Также «несколько лучше оказалась ситуация в автомобилестроении, потому что ожидался спад на 38% спроса, реальность – это 33%, причем по производству это 23%». «Цифры серьезные, но существенно лучше, чем это ожидалось еще три месяца назад», – повторил Улюкаев.

Как поясняет министр, «отчасти это результат принятия плана антикризисных мер, отчасти – результат общей стабилизации в области инфляции, в области курса, других сферах рыночной экономики».

Напомним, что в рамках антикризисной поддержки был подготовлен список из 199 предприятий ряда отраслей. «Это транспортное машиностроение, автомобилестроение, вагоностроение, производство подвижного состава железных дорог, строительный комплекс, авиаперевозки», – уточнил Улюкаев.

По словам Улюкаева, правительство тщательно мониторит риски, которые возникают на предприятиях в связи с ограничением спроса, курсовыми изменениями и инфляцией. Также готов «инструментарий, чтобы при необходимости поддержать эти предприятия, прежде всего, это бюджетные гарантии». В бюджете на их поддержку предусматривается 300 млрд рублей.

Первые в списке на получение госгарантий компании, которые оказались в наиболее сложной ситуации. Так, в правительстве уже определились с масштабом проблем в UTair и группе «ГАЗ». Авиакомпания UTair, которая из-за курсовых колебаний столкнулась с проблемой выплат кредитов (кредиторы уже требовали банкротства перевозчика), получит 19 млрд рублей госгарантий. Группа «ГАЗ» – 16 млрд рублей в виде госгарантий.

Параллельно правительство рассматривает вопрос предоставления госгарантий еще на 40 млрд рублей, в том числе ГСС (Гражданские самолеты Сухого) и Уральским авиалиниям.

Особое внимание 199 предприятиям уделяется не случайно. Логика экономического блока правительства вполне понятна.

Во-первых, большинство перечисленных отраслей составляют костяк инфраструктуры, которую власти любого государства должны сохранять в первую очередь. «Если развалятся дороги, авиаперевозки, транспортное сообщение, то экономика погибнет очень быстро, страна превратится в дикое поле. Это базовая экономическая причина, почему правительство помогает этим компаниям», – говорит газете ВЗГЛЯД член СМО «Опоры России» Дмитрий Несветов.

Во-вторых, все эти предприятия являются системообразующими, от их состояния зависит много других производств и людей. Например, вместе с падением автопрома падает масса производств: лакокрасочные заводы, производители шин и многих других комплектующих, замечает вице-президент компании «Деловой фарватер» Ирина Курганова.

Еще один важный вопрос решается благодаря поддержке этих предприятий – социальный, потому что в этих отраслях работает более 20% всех занятых в стране, привел данные Улюкаев. Часть предприятий расположена в моногородах. Серьезные проблемы на этих производствах грозят ростом безработицы и социального напряжения.

Наконец, транспортная инфраструктура, машиностроение, вагоностроение, автомобилестроение, авиаперевозки и авиастроение – это крупный сектор, который занимает второе по величине место после сырьевого в структуре российской экономики. «В этом секторе задействовано целых 20% всех занятых в стране, а его доля в ВВП, я думаю, еще больше. И рисковать частью экономики, формирующей высокую долю общественного продукта всей экономики, очень опасно», – считает Несветов.

«Ничего другого более серьезного в структуре российской экономики, за исключением сырьевого экспорта, больше нет. Поэтому поддерживать надо то, что есть, а это все-таки действительно реальное производство, которое производит ВВП», – добавляет он.

Эти крупные системообразующие предприятия отличаются высокой закредитованностью, а брать деньги сейчас негде: внутри страны кредиты дорогие, а международные финансовые рынки недоступны. «Просят деньги все, начиная от РЖД и заканчивая ГСС. Это все предприятия, которые накопили долги, потому что сильно закладывались на будущее. В нынешней финансовой ситуации это может серьезно ударить по ним. Правительство это прекрасно понимает и видит, поэтому включает механизмы для того, чтобы это остановить», – говорит Несветов.

«Если перевозчик в пятерке крупнейших прекратит свою деятельность, это будет существенный удар по транспортной инфраструктуре страны. Вот UTair «дергается», и правительство вынуждено оказывать поддержку в виде госгарантий», – поясняет собеседник.

В любом случае поддержкой только этих 199 системообразующих предприятий не обойтись. Для оздоровления экономики нужны более широкие и разнообразные действия.

В рамках антикризисного плана много мер, направленных на поддержку отраслей в целом. Так, деньги дадут банкам для повышения ликвидности и стимулирования кредитования реального сектора. Для оживления спроса на новые автомобили правительство продлило действие утилизационной программы и с 1 апреля запустило льготную программу автокредитования. Кроме того, реализуется программа субсидирования по госзакупкам автотранспорта.

Для поддержки строителей подготовлена программа субсидирования банков ипотечного кредитования населения. Для поддержки внутренних перелетов снижается НДС на два года, для авиастроителей стараются сохранить бюджетные средства на реализуемые проекты в гражданской авиации – инновационный задел на будущее. Для поддержки железнодорожного транспорта также предоставляют субсидии и госзаказ, в частности, для вагоностроителей.

«Автопроизводителям уделяется такое пристальное внимание и поддержка, чтобы оживить спрос и защитить уже вложенные инвестиции и привлечь новые, демонстрируя господдержкой защиту капиталовложений. Кроме того, автопром обеспечивает существенную долю ВВП страны и дает хорошие налоги, поэтому недопустимо запускать эту сферу и не оказывать временную поддержку», – говорит Алексей Онищенко из Ассоциации молодых предпринимателей России.

Поддержка авиапрома и авиаперевозок нужна для переориентации на внутренние перевозки, а также для защиты инвестиций, в первую очередь государственных, в новые самолеты, которые являются заделом на будущее и инновационным производством. Авиастроение в будущем обещает хорошую отдачу и может занять большую долю в экономике страны.

У транспортного машиностроения и вагоностроения спрос всегда был больше искусственным, поскольку основной заказчик – государство. «Тут помощь нужна, чтобы помочь усилению импортозамещения в этих сферах, поскольку сейчас отечественная продукция сильно проигрывает иностранной», – объясняет Онищенко из АМПР.

Пока все проблемы разом решить не удается. «Надо срочно решать проблемы с кризисом финансовой системы. Отсутствие денег в экономике – это сильный удар по всем, – говорит Дмитрий Несветов. – Нужно принимать энергичные усилия для возвращения капитала и инвестиций в страну, потому что он убежал в течение 2014 года и продолжает бойко убегать в 2015-м. Можно, к примеру, стимулировать внутренние инвестиции».

«В-третьих, надо соблюдать те посылы, которые делались главой государства относительно неизменения налоговой системы. Потому что тут и там вводятся новые нормы, которые ложатся в виде допрасходов на предприятия и усложняют жизнь. Наконец, этот кризис имеет не только экономическую, но и геополитическую природу. Поэтому нужны шаги для того, чтобы страна и экономика не оказались совсем уж изолированными», – советует эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Российские войска приступили к зачистке Светлого и Гришино в ДНР
Темы дня

Попытка Европы дотянуться до «Турецкого потока» провалилась

Европа пытается добраться до единственного оставшегося газопровода, который качает газ из России. Речь идет о «Турецком потоке». Физически недружественным странам дотянуться до него тяжело, потому что сам газопровод не заходит на европейскую территорию, а морскую часть оберегает Анкара. Поэтому Европа пытается давить юридически. Как Венгрия и Турция помогли управляющей компании «Турецкого потока» избежать ареста активов?

Что значит готовность Зеленского провести выборы президента Украины

Владимир Зеленский согласен провести президентские выборы на Украине. Это решение было принято под давлением Дональда Трампа, заявившего ранее об отсутствии в республике демократии из-за затянувшейся несменяемости власти. Тем не менее эксперты отмечают: неожиданные новости из Киева призваны стать маскировкой для сохранения у власти нынешнего руководства. За счет чего Зеленский пытается обмануть Трампа?

Москалькова осудила «удары в спину» командиру «Ахмата»

Рар объяснил призыв Маска расформировать Еврокомиссию

СМИ: Долина 12 лет не платила налог за четырехэтажный дворец в Подмосковье

Новости

Полиция начала розыск избившего инста-модель Таранову в Москве

Столичные правоохранители начали розыск жестоко избившего 33-летнюю российскую инста-модель из Краснодара Анжелику Таранову.

Лавров заявил о неизлечимой «животной русофобии» элиты Финляндии

Элита Финляндии демонстрирует «животную русофобию», от которой не помогли излечиться долгие десятилетия добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с РФ, заявил глава МИД России Сергей Лавров на правительственном часе в Совете Федерации.

Постпред Украины при ООН пообещал России «дырку от бублика»

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

В Грузии указали Евросоюзу на «бумеранг» внешнего вмешательства

Европейские бюрократы недовольно говорят о вмешательстве в дела Евросоюза со стороны США, хотя сами так себя ведут по отношению к Грузии, заявил первый заместитель председателя парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Леван Мачавариани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Глава Минюста заявил о негативном эффекте восстания декабристов

Восстание декабристов в 1825 году оказало отрицательное влияние на развитие России и затормозило проведение важных реформ, заявил министр юстиции РФ Константин Чуйченко на научно-практической конференции.

Лавров: Россия готова ответить на враждебность Европы

Россия готова ответить на любые враждебные действия Европы, включая размещение иностранных воинских контингентов на Украине и экспроприацию российских активов, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления в Совете Федерации.

Казахстан решил перенаправить нефть в Китай из-за атак Украины

Поставки нефти с месторождения Кашаган частично направят в Китай на фоне последних атак на объекты Каспийского трубопроводного консорциума, сообщило Министерство энергетики Казахстана.

В Конгрессе США предложили выйти из НАТО

Американский конгрессмен-республиканец Томас Масси предложил вывести Соединённые Штаты из НАТО, зарегистрировав соответствующий законопроект под номером HR 6508.

В Судане при посадке на военной базе разбился Ил-76

В Судане при попытке посадки на военной авиабазе разбился транспортный самолет Ил-76, не выжил ни один из членов экипажа, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на два военных источника.

Камеры с помощью ИИ начали выявлять новый вид нарушений на дорогах в Москве

В Москве дорожные камеры с искусственным интеллектом начали фиксировать неправильную остановку автомобилей, мешающих выезду с парковки или движению пешеходов, даже без запрещающих знаков или разметки, сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.

ВС России начали бои в центре Гуляйполя

Российские военные форсировали реку Гайчур и вступили в активные бои на центральных улицах Гуляйполя в Запорожской области, сообщил депутат законодательного собрания Запорожской области, участник специальной военной операции Сергей Юрченко.

Сеул выразил протест из-за полетов военной авиации России и Китая

Министерство обороны Южной Кореи выразило протест военным атташе России и Китая в Сеуле в связи с совместным воздушным патрулированием, прошедшим 9 декабря в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщило южнокорейское оборонное ведомство.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов