Премьер-министр Украины Арсений Яценюк грозит закидать Россию судебными исками и развязать, как он выразился, «юридическую войну». Во-первых, Украина готова судиться с Россией по своему долгу на 3 млрд долларов, которые должна отдать Москве в декабре, но денег на это нет. Во-вторых, будет требовать в ЕСПЧ 1 трлн гривен за Крым и Донбасс. И наконец, два судебных иска к Газпрому уже рассматриваются в Арбитражном суде Стокгольма.
Киев хочет переложить решение собственных политических и экономических проблем на международную судебную систему
По сути, Киев хочет переложить решение собственных политических и экономических проблем на международную (европейскую) судебную систему.
Долг на 3 млрд долларов
Яценюк поставил России срок рассмотрения условий реструктуризации долга и его частичного списания. «29 октября мы предлагаем России еще раз принять для себя решение – хотят они получать те условия, которые мы предложили всем кредиторам, или они считают, что они уникальные. Если они считают, что они уникальные, мы готовы к судебному рассмотрению дела с Россией. Если они считают, что они нормальные, то мы им предлагаем 29 октября принять те самые условия, которые приняли все украинские кредиторы», – заявил Яценюк на брифинге в четверг. Он призвал Россию «становиться в строй нормальных стран, которые приняли решение о реструктуризации».
Прежде всего, можно заметить, что Яценюк напрямую врет, потому что другие кредиторы, с которыми Украина действительно достигла соглашения, – это не так называемые нормальные страны, а частные фонды. Иначе говоря, это коммерческие кредиторы, а Россия является кредитором суверенным, потому что выступает как государство.
С коммерческими кредиторами Киев договаривается перенести оплату долгов на четыре года. Для этого планируется в ноябре выпустить новые облигации, причем с более высокими процентными ставками, где выплата тела кредита будет перенесена. Заявления Киева о списании якобы 20% коммерческого долга тоже оказались ложью, ибо на бумаге сделка не является прощением кредиторами долга: Украине придется отдать все до копейки и даже больше, только потом.
Что касается задолженности Украины по еврооблигациям перед Россией, то здесь Киев вообще не в том положении, чтобы ставить ультиматумы. Россия уже давно высказала свою позицию: это не коммерческий долг, как хотелось бы Киеву, а официальный долг перед другим государством. Факт неоплаты долга будет означать дефолт страны, поэтому в его оплате сама Украина должна быть заинтересована в первую очередь.
«По долгу никаких изменений в позиции России нет», – подтвердил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков. «Дефолт есть дефолт. Это является государственным долгом, и невозможность обслуживать этот долг ведет к дефолтной ситуации», – отметил пресс-секретарь президента. Если Киев не вернет долг, то Россия начнет арбитражный процесс против Украины в Лондонском международном третейском суде.
«Юридически у РФ имеются все шансы на положительный исход дела. Однако если у Украины не будет денежных средств на погашение задолженности, то исполнение решения суда затянется на многие годы. Погашение задолженности через суд порой доходит до 10–20 лет», – говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов.
Избежать дефолта Киев может только в одном случае – если стране поможет МВФ, выделив дополнительно 3 млрд долларов, что на днях предложил президент России Владимир Путин. В этом случае в выигрыше все стороны: и Украина, и США, и Россия.
Нежеланием платить долги России украинская власть прикрывает отсутствие денег в стране и в целом проблемы резко выросшего после Майдана внешнего долга. Более того, Арсений Яценюк в открытую манипулирует цифрами, заявив, что внешний долг Украины за два года уменьшился почти на 3 млрд долларов. «Относительно долга – у нас на начало 2013 года общий объем внешнего долга на Украине составлял 73,1 млрд долларов США... По состоянию на 1 сентября текущего года государственный долг составляет 70,5 млрд долларов», – сказал Яценюк.
Это неадекватная оценка. Во-первых, в данном случае Яценюк говорит не о внешнем долге, а об общем госдолге правительства Украины, куда входят и внутренние, и внешние госдолги. Это официальная статистика Украины: 70,5 млрд долларов – это общий госдолг страны на 1 сентября 2015 года.#{smallinfographicleft=759315}
Во-вторых, Яценюк не случайно берет для сравнения данные за начало, а не конец 2013 года. Потому что если оперировать данными на начало Майдана и после него, что логичней и справедливей, то вырисовывается совсем неприглядная для правительства Яценюка картина. В действительности Яценюк набирает больше долгов в валюте.
По итогам 2013 года показатель госдолга к ВВП Украины был всего 42%, а по итогам 2015 года, по предварительным оценкам, составляет 83%, посчитал украинский экономист из Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Если сравнивать показатели внешнего госдолга, то по итогам 2013 года он был 37 млрд долларов, а на 1 сентября 2015 года – уже 46 млрд, отмечает эксперт. «Поэтому все разговоры о том, что правительство Яценюка погашает старые внешние долги, и поэтому так плохо работает экономика Украины, неправда. В действительности правительство Яценюка набирает новые долги, не думая, как их потом отдавать», – говорит Охрименко. По его мнению, МВФ не случайно задержал выдачу очередного транша кредита Украине, так как они очень хорошо видят, что правительство Украины все больше и больше берет в долг, но не думает, как и за счет чего будет отдавать.
Триллион за Крым и Донбасс
Что касается компенсации за Крым и Донбасс, то все СМИ процитировали слова Яценюка об иске на 1 трлн долларов. И позже пресс-службе Кабинета министров страны пришлось исправлять сумму иска: речь не о триллионе долларов, а о триллионе гривен (или трех триллионах рублей). То ли все СМИ разом не расслышали, то ли Яценюк оговорился.
«У нас есть два ключевых кейса в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Эти два юридических дела касаются как российской аннексии Крыма, так и российской интервенции Донецка и Луганска», – утверждает премьер страны. По его словам, первый кейс, который был отправлен в ЕСПЧ, имеет общую сумму убытка более 1 трлн грн, но сумма иска может быть увеличена. «Финальная цифра убытков (Украины) от Российской Федерации появится на финальной стадии рассмотрения дела в ЕСПЧ», – сказал глава правительства.
#{ussr}Кроме того, Яценюк сообщил о том, что Украина имеет «ряд коммерческих и арбитражных споров против Российской Федерации, в том числе и государственных компаний, которые понесли убытки и потеряли имущество от российской агрессии в Крыму, Донецке и Луганске, которые сейчас также подают иски против РФ». «Наши банки и другие госкомпании будут судиться с Россией во всех судах – коммерческих и арбитражных, и процесс идет», – подчеркнул он.
Угрозы судиться с Москвой за Крым и Донбасс – очередная попытка скрыть политическое, военное и экономическое поражение украинской власти.
Требование компенсаций за Крым и Донбасс сильно удивило и Кремль, и юристов. «Крым – это территория России. Донбасс – это территория Украины. При чем тут 1 триллион? Не ясно», – заявил ТАСС пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «У этого вопроса нет юридической плоскости. Он не стоит на повестке дня», – добавил он.
Шансы Киева выиграть в суде по иску компенсаций за Крым и Донбасс стремятся к нулю.
«Во-первых, территория – это не объект сделки, и отсудить ее, как земельный участок, нельзя, так же как и компенсацию за него. Во-вторых, даже если имелась в виду все же возможность территориального изменения на межгосударственном уровне, то международно-правовая позиция России по Крыму, несомненно, сильнее», – говорит партнер юркомпании «Деловой фарватер» и член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Варламов. Он объясняет, что Крым с 1783 года – неоспоримая часть территории России. Его передача Украинской ССР в 1954 году не имела международно-правовых последствий, так как не менялись госграницы, столица – Москва и т. д. С 1991 года Крым был мирно аннексирован новым государством – Украиной. Но по результатам референдума народа Крыма в 2014 году эта территория воссоединилась с Россией.
Европейский суд по правам человека в случае с Северным Кипром присудил Турции выплатить моральный ущерб, но не просто за мирный уход от одной страны к другой, а за аресты Турцией греков-киприотов, пропавших без вести, и за блокирование на полуострове Карпасия греческого населения. Крымский же народ сам принял решение вернуться в лоно России мирным путем. Более того, пока только Киев ущемлял жителей крымского полуострова (которых ведь считает гражданами Украины) то отключением воды, то электричества, то блокировкой грузов с Украины и т. д.
«Донбасс же не имеет вообще никакого отношения к России, какие претензии могут быть к РФ, непонятно», – согласен Варламов.
Более того, жители ДНР и ЛНР имеют как раз все основания подать на собственное, украинское, правительство иски в ЕСПЧ для возмещения морального и материального вреда за смерти и гонения, разрушения домов, заводов, шахт и инфраструктуры в Донбассе, за полную экономическую блокаду региона и т. д. История знает много примеров, когда спустя время люди, оказавшиеся в подобных ситуациях, все же получают компенсации, например компенсации за нацистские преследования евреев.
Газовые судебные споры
Наконец, два судебных иска Нафтогаза к Газпрому уже рассматриваются в Стокгольмском арбитраже. «Отдельно у нас идут два судебных спора ключевых против Газпрома – как по контракту купли-продажи газа, так и по транзиту», – напомнил Арсений Яценюк.
История этих исков хорошо показывает, кто на самом деле считает себя уникальным государством, отказываясь быть «нормальным». В суд против Газпрома Киев пошел после того, как задолжал российской компании более полутора миллиардов долларов за поставленный газ. Иными словами, Украина топила дома российским газом, обещая отдать деньги за него потом, но послемайдановская власть решила, что газовые контракты выполнять не обязательно, и отказалась платить. Но с наступлением первой же зимы – 2014/2015 годов – России удалось вернуть часть долга в обмен на зимний пакет по поставкам газа (теперь уже только по предоплате).
Быть недовольным ценой в контракте – для любого покупателя это святая обязанность. Литва и Польша, например, каждый год ныли и требовали от Газпрома скидки и подавали иски в суд. Важна разница между подходами стран – членов ЕС и Украины. Литва и Польша продолжали платить за поставляемый Газпромом газ, параллельно ведя переговоры и судебные разбирательства. Потому что цена прописана в контрактах, под которыми они сами подписались. Если суд признавал право Литвы и Польши на скидку, то стоимость пересчитали бы, и Газпром вернул бы часть денег из ранее уплаченных.