«Оказалось, что продажи в январе ниже, чем надеялись многие из нас», – заявил председатель автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в январе 2014 года упали на целых 6% к январю прошлого года до 153 тыс. штук, посчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Подтолкнуть спрос на автомобили вряд ли что-то сможет, если только не возобновится программа льготного автокредитования
Самым продаваемым брендом автомобилей в России по-прежнему остается Lada – 23,6 тыс. штук, хотя АвтоВАЗ и столкнулся с более резким падением продаж – сразу на 21%. На втором месте Renault, продажи которого упали на 12%, на третьем – KIA, который сумел даже зафиксировать скромный рост – на 1%. Далее идет Nissan, продажи которого просели даже ниже, чем у АвтоВАЗа, – на 24%. Пятерку лидеров закрывает Hyindai, зафиксировавший падение продаж на 2%.
Самой популярной моделью в январе остается Lada Granta. Однако в этом январе желающих стать хозяином бестселлера АвтоВАЗа поубавилось на 22%. Далее по популярности Hyundai Solaris (минус 6%), на третьем месте Renault Duster (даже рост на 4%), на четвертом – KIA New Rio (рост на 12%). Пятая по популярности модель – Lada Kalina, продажи которой упали вообще на 29%.
Для наглядности стоит заглянуть, как жил авторынок в предыдущие годы. В 2007 и 2008 годах он круто рос – на 38% и 35% соответственно. Все ждали, что вот-вот Россия станет первым в Европе автомобильным рынком. Но 2009 год с падением рынка на 49% всех отрезвил. Затем два года авторынок восстанавливался, в том числе благодаря стимулирующим госпрограммам – утилизационной и льготному кредитованию. В 2010 и 2011 годах российский авторынок снова начал расти двузначными цифрами – на 30% и 39%. В 2012 году рост замедлился до 10,6%, это окажется еще не таким плохим итогом. В прошлом году рынок просел на 5,5%, и это с учетом того, что работала программа льготного автокредитования с расширенными условиями. И вот в первый месяц 2014 года рынок рухнул на 6%.
Январское падение Шрайбер объясняет успешным декабрем, «который оттянул на себя продажи последующего периода за счет окончания государственной программы поддержки розничного кредитования». Плюс наложился сезонный фактор: обычно продажи января не бывают высокими. Поэтому полученный результат Шрайбер не хочет считать поводом для тревоги.
Однако исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что январское падение идет в тренде осени. «Мог дезориентировать результат декабря, порадовавший участников рынка. Но на самом деле реально на рынке ничего не изменилось. Кто-то поспешил приобрести автомобили в ожидании роста цен в связи с ростом курса доллара. Но таких покупателей не очень много. Если курс валют стабилизируется, то и связанный с этим спрос тоже приостановится», – говорит он газете ВЗГЛЯД.
Однако надежды на долгосрочное укрепление рубля пока мало. Если в феврале экономисты ждут небольшое укрепление рубля к доллару и евро, в том числе благодаря Олимпиаде, то дальше многие прогнозируют продолжение девальвации рубля. Автопроизводители уже начали поднимать цены на модельный ряд 2014 года, в том числе из-за валютных потерь. И при дальнейшей девальвации эксперты ожидают роста цен на автомобили на 15%.
Руководитель «Рольф Центр Ford» Светлана Виноградова считает, что серьезное негативное влияние на рынок оказало падение продаж именно автомобилей отечественных брендов, в частности АвтоВАЗа. Тогда как продажи новых иномарок в январе 2014 года остались на уровне января 2013 года. Таким образом, говорить о том, что рынок серьезно падает, никаких предпосылок нет, говорит Виноградова, хотя соглашается, что в целом 2014 год будет стагнационным, продажи упадут.
В самой компании пока даже не заметили падения спроса на автомобили: продажи в «Рольфе» в январе 2014 года выросли по сравнению с январем 2013 года на 18%. «Российский рынок движется к западной модели, когда автомобили не продаются сами по себе, а дилеры и автопроизводители должны прикладывать усилия, чтобы продавать их. Сейчас идет борьба за покупателя, и каждый дилер должен это понимать», – говорит она.
«Традиционно для последних лет будет расти сегмент кроссоверов на 20–30%, премиум – на 10–15% и сегмент В – порядка 10% за счет вывода на рынок новых и обновленных моделей и брендов. И по-прежнему мы будем наблюдать за падением продаж в сегменте С», – прогнозирует Светлана Виноградова.
Впрочем, сомнений в дальнейшем падении авторынка в целом ни у кого нет. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует в 2014 году падение продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ на 1,6% по сравнению с предыдущим годом, PriceWaterhouseCoopers ждет снижения на 3%. Но исключать более сильного падения пока не стоит.
«Подтолкнуть спрос на автомобили вряд ли что-то сможет, если только не возобновится программа льготного автокредитования», – говорит Сергей Удалов.
Виноградова считает, что поможет не просто возобновление программы, а для большей поддержки надо увеличить максимальную сумму кредита до 1 млн рублей, чтобы в эту программу попал активно растущий сегмент кроссоверов. Сейчас лимит составляет 750 тыс. рублей. Правительство ранее обещало посмотреть на итоги продаж машин в первом квартале и в случае их плохого результата продлить субсидирование кредитной ставки при покупке легковой машины.
Покупка автомобиля в кредит сейчас стала особо популярной среди россиян. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в России уже каждый второй новый автомобиль приобретается в кредит, а выбор покупателя все больше зависит от программы кредитования. Сокращение продаж автомобилей на фоне 20-процентного роста автокредитования приведет к тому, что в 2014 году до 60% всех авто в РФ будут куплены в кредит, заявил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
В базе НБКИ на 1 января 2014 года содержится информация о 2,7 млн действующих автокредитов общим объемом 1,4 трлн рублей. Средний размер действующего автокредита составляет 510 тыс. рублей.