Рост, стагнация или рецессия
В декабре российское Минэкономразвития понизило прогнозы по ВВП и на 2013 год – до 1,4% вместо прежних 1,8%, и на 2014 год. В следующем году, как ожидают экономисты ведомства, российская экономика вырастет на 2,5% вместо предварительных 3%. Однако экономисты газеты ВЗГЛЯД считают прогноз МЭР довольно оптимистичным. «На самом деле цифры могут быть еще ниже – в следующем году мы можем увидеть рост только на 2%», – говорит руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова.
Я не верю в чудеса, в то, что удастся достичь прогнозных показателей роста в 2,5% ВВП
«Наш прогноз на 2014 год – рост ВВП на 1,9%, – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центра структурных исследований Института экономической политики Е. Т. Гайдара Алексей Ведев. – При условии сохранения цены на нефть свыше 100 долларов за баррель мы рост покажем, но не более 2%. Плюс поможет эффект низкой базы в 2013 году».
Некоторые эксперты еще более пессимистичны. Так, старший экономист Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов рассматривает три варианта развития событий, и ни один из них не предусматривает даже небольшого роста российской экономики. По его словам, будет либо стагнация, то есть нулевой рост ВВП РФ, либо, что более вероятно, небольшая рецессия – падение ВВП РФ на 1%. Третий сценарий предполагает еще большую рецессию – падение ВВП на 2–2,5%. Последнее возможно в случае возникновения паники на российском финансовом рынке.
«Закрытие банков может перерасти в панику, если вдруг произойдет банкротство какого-то крупного банка из числа первых 50. Это создаст серьезный внешний шок для предприятий реального сектора. Они начнут снижать производство даже больше, чем падает спрос, распродавая запасы. Такой же механизм рецессии был в конце 2008 – начале 2009 годов, когда спрос упал на 1–2%, а производство упало на 7–8% ВВП из-за сокращения запасов. Этот триггер из-за нарастания паники на финансовом рынке может снова включиться в любой момент», – предупреждает Валерий Миронов. Впрочем, пока он считает, что вероятность такого развития событий невелика.
«Сейчас мы находимся на траектории, которую я бы назвал «от стагнации к рецессии». Поэтому в 2014 году уже можно будет говорить о кризисе. Это не будет какое-то обвальное падение, но мы уйдет в минус. Наш прогноз по ВВП – минус 1–2% в следующем году», – пессимистичен также и директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
«Я не верю в чудеса, в то, что удастся достичь прогнозных показателей роста в 2,5% ВВП. Надо исходить из того, какие меры уже реализуются и какие меры будут предприняты в 2014 году. А это – заморозка тарифов естественных монополий, деофшоризация, усиление роли правоохранительных органов, в первую очередь в налоговой сфере. Все это сработает с точностью да наоборот, то есть не на рост, а на дальнейшее снижение темпов экономики. Отсюда и такой прогноз», – поясняет Николаев.
«Перелома и ускорения экономического роста ждать не стоит, потому что для этого нужно наладить производство новой, более конкурентоспособной продукции, которая может выйти на внешние рынки либо вытеснить импорт. Но для создания новых мощностей нужны инвестиции, а они в этом году упали – на 1,5% в мелком бизнесе и на 7% по крупному и среднему бизнесу по сравнению с прошлым годом. Это значит, что новые мощности еще даже не начали создаваться. А после возобновления роста инвестиций нужно еще год-полтора, чтобы эти мощности вступили в строй», – объясняет свой пессимистичный прогноз Валерий Миронов.
«Инвестиции в 2014 году будут снижаться не на 1–2%, как ВВП. Мы прогнозируем, что в следующем году инвестиции в основной капитал упадут на 5–6% в годовом выражении», – говорит Игорь Николаев.
«Почему такой прогноз? Во-первых, есть уже устойчивая тенденция: у нас минусовой результат будет по 2013 году. Во-вторых, замораживание тарифов – это резкое сокращение инвестиционных программ естественных монополий. И если кто-то думает, что из-за этого другие компании, получив дополнительный ресурс, бросятся тут же инвестировать, то ничего подобного не произойдет. Если у них что-то и высвободится в результате того, что тарифы естественных монополий расти не будут, то, скорее всего, они просто эти деньги зарезервируют, потому что в такой экономический период инвестиции замораживают», – объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«2014 год обещает быть похожим на 2013 год. Вроде бы кризиса нет, но и особого восстановления нет. Реальный ВВП, вероятно, опять снизится», – резюмирует ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
Девальвация или укрепление рубля
Экономисты единодушно ждут в следующем году продолжения тенденции плавного ослабления рубля. «Но, опять же, никакого обвала здесь не будет, определенный запас прочности у нас есть», – говорит Игорь Николаев из ФБК. По его прогнозу, к концу 2014 года доллар будет стоить 36,6 рубля.
Идеальная схема примерно такова: продать недвижимость по пиковым уровням 2013 года и дождаться минимальных отметок 2014–2015 годов
Рубль будет снижаться на 10–15%, то есть на 3–5 рублей в год в течение нескольких лет, считает Валерий Миронов из ГУ-ВШЭ. С ним согласен Виктор Неустроев: «Евро и доллар будут укрепляться к рублю. Однако вряд ли рубль обесценится более чем на 10–15% за год. Это возможно только в случае, если правительство начнет применять меры монетарной экспансии». Таким образом, доллар может вырасти до 36–38 рублей.
Однако Алексей Ведев из Института Гайдара ожидает более медленной девальвации. «При сохранении цен на нефть доллар будет стоить 34–34,5 рубля на конец 2014 года», – говорит он. «По паре доллар и евро сложнее прогнозировать. Я думаю, доллар будет укрепляться, а евро несколько слабеть. Курс будет 1,2 или 1,22», – ожидает он.
«В условиях многолетнего опережающего роста зарплат по сравнению с производительностью труда и падения прибыльности в номинальном выражении и рентабельности, которые в этом году мы наблюдаем, девальвация рубля – это единственное средство снизить издержки, подняв конкурентоспособность нашей продукции. Поэтому плавная девальвация, конечно, продолжится, чтобы компенсировать снижение конкурентоспособности», – поясняет Валерий Миронов.
«Ослаблению рубля будут способствовать отток капитала и повышенный спрос на валюту со стороны населения в связи со всеми банковскими пертурбациями. Я не думаю, что нервозность вкладчиков быстро закончится», – добавляет Ведев.
В ожидании увольнения
Экономисты ждут также роста безработицы на фоне замедления роста экономики. Однако снова никто не говорит о взрывном росте, как это было в 2008 году. Число безработных в России будет увеличиваться плавно.
«Уже сейчас наблюдается приостановка найма новых работников, замораживание зарплаты, а где-то и сокращение заработных плат. Эти симптомы будут нередки и в 2014 году. Стоит ожидать также небольшого роста безработицы», – прогнозирует Игорь Николаев.
МЭР ожидает, что уровень безработицы может превысить 5,7% от текущих 5,2%. Однако в ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» ждут роста безработицы до 6,3–6,5%. «Это, в свою очередь, вызовет резкое сокращение доходов населения и, соответственно, расходов, что еще больше ударит по реальному сектору экономики и по спирали вызовет новую волну увольнений», – ожидает Самойлова.
«Наиболее сложную ситуацию с безработицей можно ждать в инвестиционноемких отраслях. Я бы выделил строительство. Первая волна кризиса показала, что там это происходит более выраженно. Это инвестиционноемкая отрасль, а инвестиции снижаются», – говорит Николаев. Алексей Ведев из Института Гайдара считает, что роста безработицы можно ожидать в финансовом секторе в силу оптимизации расходов и чистки банков.
«Безработица уже начала свой рост, и, конечно, в первую очередь под удар попадут специалисты финансовой сферы, а во вторую – представители строительного сектора», – согласна Наталья Самойлова. «В связи с проводимой сейчас зачисткой банковского сегмента можно ожидать массовых увольнений банковских служащих, причем это коснется не только «ликвидированных» банков, но и мелких игроков, которые испытают «бегство капитала» со стороны вкладчиков», – добавляет она.
Что делать россиянам: тратить или копить
В следующем году наиболее привлекательным вариантом инвестиций может стать рынок недвижимости, так как после бума строительного сектора и роста ипотечного кредитования вполне можно ждать некоторую коррекцию перегретых цен, считает Наталья Самойлова.
«Идеальная схема примерно такова: продать недвижимость по пиковым уровням 2013 года и дождаться минимальных отметок 2014–2015 годов», – отмечает она. «Тем, у кого средств для инвестиций не так много, стоит обратить внимание на депозитные проекты у крупнейших игроках банковского сектора или обмен рублевых сбережений на активы в долларах и евро», – советует экономист.
«Тут, конечно, все индивидуально и зависит от перспектив работы и получения доходов. Последние деньги тратить уж точно не стоит. Заначку надо обязательно иметь, а если вы ее минимизируете, то надо быть уверенным в своих источниках доходов, – советует Игорь Николаев. – Большие кредиты в такие периоды вообще «стремно» брать, тем более в валюте. И надо четко понимать, будет ли вас возможность погашать эти кредиты или нет. Здесь есть много нюансов, из-за которых каждому россиянину придется решать самому – копить или тратить».
«Я бы разделил риски, частично пошел бы в иностранную валюту, частично в ПИФы – это понятный инструмент, который оторван от банка, поэтому даже если управляющая компания обанкротится, то с паем ничего не произойдет, он просто перейдет в другой банк, – говорит Алексей Ведев. – В период стагнации, на мой взгляд, более разумно иметь сбережения, а не задолженность по кредитам. Стоит быть осторожным. Депозиты лучше хранить в крупных госбанках, но процентные ставки по ним будут низкие».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ