Судя по интервью Дмитрия Медведева немецкой газете Handelsblatt, состояние экономики США его волнует гораздо больше состояния экономики европейской, которая уже не первый год находится в долговом кризисе. Председатель правительства России считает, что у США есть три главных проблемы.
Советский Союз подсел когда-то на нефтяную иглу – это же не мы создали нефтяную экономику
«С одной стороны, вроде бы американская экономика смотрится сейчас лучше, чем экономика Евросоюза, но с другой стороны – колоссальный бюджетный дефицит, который продолжает расти», – передает его слова ИТАР-ТАСС. Это первая проблема.
Вторая – это система принятия решений. А точнее «именно тот клинч, который в очередной раз сложился в Конгрессе между республиканцами и демократами». Третья проблема США, по мнению Дмитрия Медведева, – это безработица. «Вот как минимум три момента, которые нас настораживают, так что (президенту США Бараку) Обаме придется решать сложную задачу», – сказал он.
При этом Медведев добавил, что сомневается в перспективах разработки сланцевого газа американскими компаниями. «Пусть американцы занимаются своим газом. Еще неизвестно, что из этого всего получится, потому что здесь есть и проблемы стоимости газа, хотя, действительно, это перспективное направление, и экологические проблемы», – отметил он. Медведев добавил, что снижения цен на российский газ в Европе он не боится. Но задача уйти от нефтегазовой зависимости все равно перед российской экономикой стоит.
«Советский Союз подсел когда-то на нефтяную иглу – это же не мы создали нефтяную экономику, это Советский Союз сделал», – отметил Медведев. По словам председателя правительства, есть два источника несырьевого роста для российской экономики. Это развитие внутреннего рынка, который сейчас растет, в том числе и за счет повышения покупательной способности людей. Второй источник – это сельское хозяйство.
«Давайте действительно кормить не только себя – а мы уже себя практически кормим – но и другие страны. Продовольствие стоит дорого. Почему нет? Россия всегда была аграрной страной», – цитируют Медведева «Вести».
Аналитики и чиновники давно предупреждают о том, что нефтегазовая зависимость вредна для российской экономики. Особенно с точки зрения финансовой стабильности. Как замечал министр финансов России Антон Силуанов, в России продолжает расти ненефтегазовый дефицит бюджета. «За прошлый год у нас ненефтегазовый дефицит составил 10,6% ВВП, это не маленькая сумма, это больше, чем в 2011 году, на процентный пункт практически», – говорил он. Зависимость от колебаний цен на нефть ставит под вопрос многие шаги, например, увеличение госрасходов.
По оценке аналитика ИФК «Солид» Дмитрия Лукашова, углеводороды обеспечивают порядка 65% российского экспорта и такую же долю налоговых поступлений. «Объем существующих запасов позволит поддерживать уровень добычи на уровне не ниже 500 млн тонн в год в течение 8–9 лет. За этот период правительству необходимо сделать две вещи: начать разработку шельфовых месторождений и, что более важно, снизить зависимость российской экономики от экспорта углеводородов», – говорит он.
«На мой взгляд, быстро сократить зависимость от экспорта углеводородов вполне реально посредством снижения стоимостного объема импорта и при опоре на собственное производство. Первоначально это может выглядеть как что-то типа идей чучхе в Северной Корее, но впоследствии есть шанс развиться в аналог высокотехнологичной Финляндии. Конечно, лучше начинать модернизацию прямо сейчас, пока еще есть нефть и порядка 60 млрд долларов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния», – считает Лукашов.
Что же касается Европы, то, по словам Медведева, несмотря на сложность ситуации «просвет все-таки виден». Особое внимание он обратил на роль в мире единой европейской валюты. «Мне кажется, сама идея евро позитивна, и поэтому я надеюсь, что ее ждет позитивное будущее», – сказал он.
По его словам, во время кризиса в 2008–2009 годах именно евро стабилизировал ситуацию. «Когда доллар совсем нагнулся, начались разговоры вообще о крахе долларовой системы, евро выполнял стабилизирующую функцию», – сказал Медведев в интервью. Но он не преминул заметить, что мировая экономика, которая базируется на нескольких резервных валютах, лучше, чем мировая экономика, которая базируется на одной резервной валюте. И поэтому данных валют должно быть больше. В частности, на эту роль могут претендовать китайский юань и российский рубль.
Правда, несмотря на такую похвальбу евро, Медведев добавил, что Россия может поменять часть резервов в евро на ценные бумаги, номинированные в другой валюте. При этом власти РФ не рассматривают возможности покупки облигаций каких-либо европейских стран.
«У нас другая миссия: у нас 42% запасов в евро, и мы могли бы их скинуть и поменять на ценные бумаги, номинированные в другой валюте. Наши запасы в целом – свыше 500 миллиардов долларов, это приличные деньги, так что это уже часть деления рисков», – приводит слова премьер-министра РИА «Новости».
Ранее первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев говорил, что сейчас валютная структура международных резервов страны выглядит так: 46% – доллары США, 40,5% – евро, около 9% – фунты стерлингов, 3% – канадский доллар, 2% – австралийский доллар. При этом он говорил о том, что эту структуру можно было бы изменить. В частности, он не исключал, что китайский юань может войти в структуру золотовалютных резервов, если станет конвертируемой валютой, передает «Интерфакс».