Экономика

20 сентября 2011, 19:32

Эксперты: Авиатопливо не может стоить дешевле

Фото: domodedovo.ru

Уже не в первый раз российские авиакомпании проходят через кризис поставок топлива, приведший к скачку цен. Газета ВЗГЛЯД выяснила, как действует механизм ценообразования авиационного керосина и бензина в России и почему бензин в России вдвое дешевле европейского, а авиакеросин – дороже.

В конце августа – начале сентября на рынке авиатоплива возник дефицит керосина. Как отмечают эксперты, такого, чтобы аэропорты «высохли», не было даже в 2008 году, когда ситуация была крайне критичной.

Не стоит ожидать, что у нас авиакеросин будет дешевле. Структура нефтепереработки не позволяет сделать его дешевле

Так, в последние дни августа текущего года в аэропортах московского авиационного узла стало отмечаться снижение запасов авиационного керосина до минимально допустимых значений. Росавиация обратилась в Росрезерв с просьбой о дополнительной поставке 180 тыс. тонн топлива в аэропорты.

Нехватка топлива объяснялась ростом авиаперевозок. Причем крупные авиаперевозчики, такие как «Трансаэро» и «Аэрофлот», проблем с топливом не испытывали, поскольку все поставки законтрактовали на длительный срок. Пострадали в основном небольшие авиакомпании, осуществляющие нерегулярные чартерные перевозки. Нехватка топлива привела к резкому скачку биржевых цен на авиатопливо.

Вместе с тем стоит отметить, что цены на авиатопливо в России, которые сложились на данный момент, не намного выше, чем в Европе. Более того, цены на авиатопливо в 2011 году оказались ниже, чем в 2008 году, когда они действительно сильно превысили общемировые. Так, если в 2008 году в Европе тонна керосина стоила 1270 долларов, то в России средняя цена составляла 1380 долларов за тонну. В аэропортах московского авиаузла керосин продавался по цене 36 тыс. рублей за тонну (1530 долларов).

#{smallinfographicleft=478338}Сегодня, по данным группы компаний «Аэрофьюэлз», заправиться в аэропорту Шереметьево стоит 33,619 тыс. рублей (1101 доллар) за тонну, в Домодедово – 34,338 тыс. рублей (1124 доллара) за тонну, во Внуково – 32,980 тыс. рублей (1080 долларов) за тонну.

Для сравнения: в аэропорту в Париже цена на топливо с доставкой и налогами составляет 1072 доллара за тонну, во Франкфурте – 1071 доллар за тонну, в Лондоне – 1078 долларов за тонну.

С другой стороны, на рынке бензина наблюдается совершенно противоположная ситуация. Бензин в Европе практически в два раза дороже, чем в России. Так, средняя цена бензина в Европе составляет порядка 54 рублей. Причем в нефтедобывающей стране – Норвегии – бензин стоит 73 рубля за литр.  В России, к примеру, 95-й бензин стоит в среднем не более 30 рублей.Напрашивается вопрос, почему бензин в России дешевле в два раза, а авиакеросин продается по общеевропейским ценам. «Нефтяные компании перегибают палку, и цена на керосин должна быть ниже. У нас завышена цена на керосин. По идее, если у нас общеевропейские цены на керосин, то и на бензин должна быть цена под 60 рублей за литр, однако такого не наблюдается», – комментирует президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.

Как говорят участники рынка, нефтяным компаниям выгодно производить именно авиакеросин. «В 2012–2013 годах авиакеросин будет самым прибыльным продуктом для производства нефтяных компаний, потому что на него установили нулевые акцизы, в отличие от других светлых нефтепродуктов. В то же время авиакеросин дороже, чем любое другое топливо», – отмечает директор по связям с общественностью группы компаний «Аэрофьюэлз» Анастасия Матюшина.

Эксперты подчеркивают, что бензин – это локальный продукт, на него большое давление оказывает налоговая политика государства. Так, практически во всех европейских странах рынок топлива так или иначе регулируется государством, как с помощью формирования верхнего предела цен на бензин, так и с помощью налоговой политики.

Высокие цены на бензин в Европе объясняются большими ставками транспортного налога, который уже включается в стоимость топлива. Так, в Великобритании на каждый литр бензина приходится 1,1 доллара налогов, в Германии – 1 доллар, в Норвегии – 1,42 доллара. Доля всех налогов, включая НДПИ, акцизы, НДС, в стоимости бензина в России составляет примерно 0,6 доллара.

Причем Европа импортирует нефть, что добавляет веса цене на бензин. «Европа изначально покупает дорогую нефть. Понятно, что из дорогой нефти получаются дорогие нефтепродукты. У нас нефть дешевле, поэтому бензин дешевле», – комментирует президент Московского топливного союза Евгений Аркуша.

«Налоговая составляющая в европейских ценах на бензин больше, чем у нас. К примеру, Норвегия живет за счет высоких цен на нефть и высоких налогов. То есть за счет них обеспечивается высокий уровень жизни», – комментирует Юрий Матвейко.

Что касается авиатоплива, то цены на этот продукт во многом формируются глобальным рынком. Причем крупные авиакомпании заключают соглашения с топливными компаниями на поставку авиакеросина с привязкой к общемировым ценам.

Так, авиакомпания «Трансаэро» заключила соглашение с ТНК-ВР о поставке топлива в 2011 году. В документе определена формула цены поставки. Она основывается на индикативных европейских котировках авиакеросина, публикуемых Platts – ведущим мировым информационным агентством в области энергетики и сырьевых товаров.

Кстати, такая практика стала применяться авиакомпаниями по соглашению с топливными компаниями после керосинового кризиса в 2008 году, когда цены на  авиатопливо в России превысили общемировые. «Аэрофлот» сразу заключил контракты с нефтяниками, в которых была четкая привязка к общемировым ценам с ориентиром на Platts.

«Бензин – это чисто локальный продукт, и общемировая цена на нефть на нем мало сказывается. Если говорить об авиационном топливе, то это глобальный продукт, цена на который формируется мировым рынком авиатоплива», – комментирует директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков.

Причем топливные компании сознательно доводят цены до предела. «У нас нет рыночного механизма определения цены, нефтяники монопольно устанавливают цены. Цена эта поддерживается на том уровне, при котором импорт авиатоплива из других стран невыгоден. То есть если в соседних с Россией странах есть топливо дешевле, то на него накладывается доставка. Нефтяные компании четко следят за этим, чтобы доставка импортного топлива была невыгодной», – объяснил Роман Гусаров.

Кроме того, эксперты уверены, что цена на авиакеросин в России не может быть ниже, поскольку авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти. Авиакеросин представляет собой легкое дизельное топливо высокой степени очистки от серы и ароматических углеводородов. Соответственно, более глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта.

«Не стоит ожидать, что у нас авиакеросин будет дешевле. Структура нефтепереработки не позволяет сделать его дешевле. Кроме того, он не может быть дешевле с учетом постоянно растущего рынка авиаперевозок в России. Спрос постоянно растет», – комментирует начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Санду назвала незаконными поставки газа в Приднестровье
Темы дня

Россия и Иран бросают вызов глобальным структурам управления Запада

Главным внешнеполитическим событием уходящей недели стало подписание договора о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном. Что сказано в этом документе, чем он отличается от подобного соглашения, подписанного Россией с КНДР – и какое значение он имеет для всего пространства Евразии?

Как прибалтийских детей готовят к войне с Россией

В странах Прибалтики усилилась подготовка молодежных ополчений, укомплектованных несовершеннолетними. Их воспитывают в духе ненависти к России. Более того, подобные ополчения служат средством «перекодировки» этнических русских детей, которых тоже приучают ненавидеть историческую родину. Прибалтийские политики признают, что вчерашние школьники являются идеальным «пушечным мясом» в случае конфликта с Россией.

Эксперты дали прогноз о реальности планов Трампа свергнуть Мадуро

Россиян предупредили о последствиях платежей через телефон на рынках

Рогов: Гарнизон ВСУ в Великой Новоселке обречен

Новости

Сын Трампа посмеялся над Зеленским

Владимир Зеленский трижды обращался за приглашением на инаугурацию Дональда Трампа, но получал отказ, рассказал Дональд Трамп – младший в социальной сети.

Захарова высмеяла Зеленского за «отказ» посетить инаугурацию Трампа

Официальный представитель МИД Мария Захарова прокомментировала слова Владимира Зеленского об отказе посетить инаугурацию Дональда Трампа, сославшись на дела дома.

Росморречфлот: Танкер «Волгонефть-239» утилизируют на месте

Танкер «Волгонефть-239», оказавшийся на мели у берега Краснодарского края, будет полностью утилизирован после завершения процесса откачки мазута, сообщил глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.

Певцов сообщил об игнорировании «творческого завещания» Захарова

Народный артист России Дмитрий Певцов высказал недовольство тем, что «творческое завещание» Марка Захарова, бывшего художественного руководителя «Ленкома», было проигнорировано после его смерти. Он отметил, что непосредственные указания Захарова по репертуару театра были нарушены.

WP: Западная разведка опровергла причастность России к повреждению кабелей на Балтике

Американские и европейские разведслужбы не нашли доказательств причастности России к повреждению подводных кабелей в Балтийском море, утверждая, что инциденты могли быть вызваны авариями.

Главком ВСУ признал отсутствие средств для перехвата «Орешника»

Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Александр Сырский отметил, что текущая мобилизация на Украине не покрывает потребности вооруженных сил, что приводит к мерам по сокращению логистической составляющей.

Националисты пригрозили мэру Одессы расправой за «неправильный» торт

Мэр Одессы Геннадий Труханов стал объектом угроз со стороны украинских националистов из-за торта на свой 60-летний юбилей, украшенного изображениями достопримечательностей города и логотипом ЮНЕСКО, но без националистической символики.

Китай испытал новую секретную гиперзвуковую ракету

Китай успешно провел финальные испытания гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух», которая может угрожать новейшим американским самолетам, таким как бомбардировщик B-21, сообщает газета South China Morning Post со ссылкой на испытателей.

Троих заложниц передали силам ЦАХАЛ на территории сектора Газа

Армия обороны Израиля подтвердила освобождение трех заложниц в секторе Газа, которые были переданы израильским военным и направлены для медицинского осмотра на территорию Израиля.

В Туве начата проверка из-за видео избиения контрактников электрошокером

В Туве установлены виновные в инциденте с избиением контрактников перед их отправкой в зону СВО, сообщили в правительстве республики. Ранее в соцсетях появилось видео происшествия.

Глава ВТБ: Систему SWIFT необходимо «убить»

Глава ВТБ Андрей Костин заявил о необходимости отказаться от системы SWIFT, так как она представляет собой прямую утечку информации к недругам России, и предложил заменить ее на технологически простые и административно регулируемые решения.

Симоньян сообщила о состоянии Кеосаяна

Главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян рассказала, что ее муж, режиссер Тигран Кеосаян пережил клиническую смерть и сейчас находится в коме.
Мнения

Сергей Худиев: Избиратели Трампа сделали Америку снова двуполой

Поскольку индустрия «производителей контента» была почти полностью захвачена «повесткой», возникало впечатление, что этот поезд остановить нельзя, и дальше будет только хуже. Однако против высказались люди, которых это больше всего достало – сами американцы.

Игорь Мальцев: Государству не обязательно играть в компьютерные игры

Вы понимаете, что самая жестокая из компьютерных игр – Doom – является самой влиятельной и значительной игрой в истории этой индустрии? И с этим ничего не поделаешь. Свои игры производить надо, а не бегать с лейкой вдоль горящего Сансет-бульвара.

Андрей Полонский: Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»