В конце августа – начале сентября на рынке авиатоплива возник дефицит керосина. Как отмечают эксперты, такого, чтобы аэропорты «высохли», не было даже в 2008 году, когда ситуация была крайне критичной.
Не стоит ожидать, что у нас авиакеросин будет дешевле. Структура нефтепереработки не позволяет сделать его дешевле
Так, в последние дни августа текущего года в аэропортах московского авиационного узла стало отмечаться снижение запасов авиационного керосина до минимально допустимых значений. Росавиация обратилась в Росрезерв с просьбой о дополнительной поставке 180 тыс. тонн топлива в аэропорты.
Нехватка топлива объяснялась ростом авиаперевозок. Причем крупные авиаперевозчики, такие как «Трансаэро» и «Аэрофлот», проблем с топливом не испытывали, поскольку все поставки законтрактовали на длительный срок. Пострадали в основном небольшие авиакомпании, осуществляющие нерегулярные чартерные перевозки. Нехватка топлива привела к резкому скачку биржевых цен на авиатопливо.
Вместе с тем стоит отметить, что цены на авиатопливо в России, которые сложились на данный момент, не намного выше, чем в Европе. Более того, цены на авиатопливо в 2011 году оказались ниже, чем в 2008 году, когда они действительно сильно превысили общемировые. Так, если в 2008 году в Европе тонна керосина стоила 1270 долларов, то в России средняя цена составляла 1380 долларов за тонну. В аэропортах московского авиаузла керосин продавался по цене 36 тыс. рублей за тонну (1530 долларов).
#{smallinfographicleft=478338}Сегодня, по данным группы компаний «Аэрофьюэлз», заправиться в аэропорту Шереметьево стоит 33,619 тыс. рублей (1101 доллар) за тонну, в Домодедово – 34,338 тыс. рублей (1124 доллара) за тонну, во Внуково – 32,980 тыс. рублей (1080 долларов) за тонну.
Для сравнения: в аэропорту в Париже цена на топливо с доставкой и налогами составляет 1072 доллара за тонну, во Франкфурте – 1071 доллар за тонну, в Лондоне – 1078 долларов за тонну.
С другой стороны, на рынке бензина наблюдается совершенно противоположная ситуация. Бензин в Европе практически в два раза дороже, чем в России. Так, средняя цена бензина в Европе составляет порядка 54 рублей. Причем в нефтедобывающей стране – Норвегии – бензин стоит 73 рубля за литр. В России, к примеру, 95-й бензин стоит в среднем не более 30 рублей.Напрашивается вопрос, почему бензин в России дешевле в два раза, а авиакеросин продается по общеевропейским ценам. «Нефтяные компании перегибают палку, и цена на керосин должна быть ниже. У нас завышена цена на керосин. По идее, если у нас общеевропейские цены на керосин, то и на бензин должна быть цена под 60 рублей за литр, однако такого не наблюдается», – комментирует президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
Как говорят участники рынка, нефтяным компаниям выгодно производить именно авиакеросин. «В 2012–2013 годах авиакеросин будет самым прибыльным продуктом для производства нефтяных компаний, потому что на него установили нулевые акцизы, в отличие от других светлых нефтепродуктов. В то же время авиакеросин дороже, чем любое другое топливо», – отмечает директор по связям с общественностью группы компаний «Аэрофьюэлз» Анастасия Матюшина.
Эксперты подчеркивают, что бензин – это локальный продукт, на него большое давление оказывает налоговая политика государства. Так, практически во всех европейских странах рынок топлива так или иначе регулируется государством, как с помощью формирования верхнего предела цен на бензин, так и с помощью налоговой политики.
Высокие цены на бензин в Европе объясняются большими ставками транспортного налога, который уже включается в стоимость топлива. Так, в Великобритании на каждый литр бензина приходится 1,1 доллара налогов, в Германии – 1 доллар, в Норвегии – 1,42 доллара. Доля всех налогов, включая НДПИ, акцизы, НДС, в стоимости бензина в России составляет примерно 0,6 доллара.
Причем Европа импортирует нефть, что добавляет веса цене на бензин. «Европа изначально покупает дорогую нефть. Понятно, что из дорогой нефти получаются дорогие нефтепродукты. У нас нефть дешевле, поэтому бензин дешевле», – комментирует президент Московского топливного союза Евгений Аркуша.
«Налоговая составляющая в европейских ценах на бензин больше, чем у нас. К примеру, Норвегия живет за счет высоких цен на нефть и высоких налогов. То есть за счет них обеспечивается высокий уровень жизни», – комментирует Юрий Матвейко.
Что касается авиатоплива, то цены на этот продукт во многом формируются глобальным рынком. Причем крупные авиакомпании заключают соглашения с топливными компаниями на поставку авиакеросина с привязкой к общемировым ценам.
Так, авиакомпания «Трансаэро» заключила соглашение с ТНК-ВР о поставке топлива в 2011 году. В документе определена формула цены поставки. Она основывается на индикативных европейских котировках авиакеросина, публикуемых Platts – ведущим мировым информационным агентством в области энергетики и сырьевых товаров.
Кстати, такая практика стала применяться авиакомпаниями по соглашению с топливными компаниями после керосинового кризиса в 2008 году, когда цены на авиатопливо в России превысили общемировые. «Аэрофлот» сразу заключил контракты с нефтяниками, в которых была четкая привязка к общемировым ценам с ориентиром на Platts.
«Бензин – это чисто локальный продукт, и общемировая цена на нефть на нем мало сказывается. Если говорить об авиационном топливе, то это глобальный продукт, цена на который формируется мировым рынком авиатоплива», – комментирует директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков.
Причем топливные компании сознательно доводят цены до предела. «У нас нет рыночного механизма определения цены, нефтяники монопольно устанавливают цены. Цена эта поддерживается на том уровне, при котором импорт авиатоплива из других стран невыгоден. То есть если в соседних с Россией странах есть топливо дешевле, то на него накладывается доставка. Нефтяные компании четко следят за этим, чтобы доставка импортного топлива была невыгодной», – объяснил Роман Гусаров.
Кроме того, эксперты уверены, что цена на авиакеросин в России не может быть ниже, поскольку авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти. Авиакеросин представляет собой легкое дизельное топливо высокой степени очистки от серы и ароматических углеводородов. Соответственно, более глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта.
«Не стоит ожидать, что у нас авиакеросин будет дешевле. Структура нефтепереработки не позволяет сделать его дешевле. Кроме того, он не может быть дешевле с учетом постоянно растущего рынка авиаперевозок в России. Спрос постоянно растет», – комментирует начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров.