Ограничения в отношении российских журналистов в Белоруссии негативно повлияют на вопрос выделения кредита Минску, передает в субботу ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Кремле.
На территории Белоруссии предприняты очередные ограничительные меры в отношении российских средств массовой информации
«На территории Белоруссии предприняты очередные ограничительные меры в отношении российских средств массовой информации», – констатировал чиновник. По его словам, такое решение белорусских властей, «безусловно, как ранее и предупреждалось, осложнит кредитование Белоруссии со стороны России».
Какие меры по ограничению предприняты белорусами, источник не уточнил. Напомним, в пятницу, 27 мая, президент Белоруссии Александр Лукашенко приказал выгнать из Белоруссии российские СМИ, которые он обвинил в нагнетании истерии на валютном и потребительском рынках страны.
«Больше всего истерии в российских средствах массовой информации. Я наблюдал и за «нашими» иностранными СМИ, которые здесь благодаря администрации президента стали господствующими, и за зарубежными. Я не буду их называть, чтобы не создавать им рейтинг. Но сделайте все, чтобы больше эти СМИ не присутствовали на нашей территории. И не потому, что мы хотим закрыть им рот, я видел, что весь ажиотаж наблюдался оттуда (из СМИ)», – заявил президент Белоруссии.
Уже на следующий день Кремль отреагировал на намерения Лукашенко. Тогда реакция также была анонимной.
«Реализация этого намерения (ограничить работу российских СМИ – прим. ВЗГЛЯД) не может не отразиться на пересмотре Россией своей позиции по вопросу о выделении Белоруссии кредита», – заявил информагентствам неназванный высокопоставленный чиновник.
Между тем вопрос получения кредита в настоящее время стал одним из самых главных для Белорусской экономики. Финансовые проблемы начались в стране весной этого года. По словам руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, Лукашенко перед выборами в декабре при поддержке Кремля накачал белорусскую экономику деньгами, увеличив за год заработную плату бюджетников на 50%, что спровоцировало валютный тупик.
Правительство республики в мае было вынуждено резко девальвировать национальную валюту. В результате такого шага цены на товары начали расти. Граждане бросились скупать иностранную валюту, однако власти ограничили ее продажу и выдачу национальной валюты в банках. После этого белорусы раскупили в магазинах все – остались только пустые полки.
11 июня стало известно, что белорусские власти ограничили вывоз бензина из страны. Согласно правительственному постановлению по вопросам регулирования вывоза автомобильного топлива с территории Белоруссии, бензин, вывозимый физическим лицом более одного раза в течение пяти суток, будет облагаться экспортной пошлиной. Такой шаг был предпринят из-за опасений властей, что дешевое белорусское топливо будут вывозить из страны для спекулятивной продажи по более высоким ценам в России и других странах.
В четверг, 9 июня, Минск заключил соглашение о получении кредита на 3 млрд долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭС на 10 лет. Его подписали министр финансов Белоруссии Андрей Харковец и заместитель председателя правления – управляющий директор по обеспечению деятельности антикризисного фонда ЕврАзЭС Сергей Шаталов. Ставка по кредиту не должна превышать 4,9% годовых. Мораторий на выплату основного долга составляет три года.
В качестве условий предоставления кредита Алексей Кудрин назвал приватизацию белорусского госимущества и ликвидацию множественности курсов национальной валюты Белоруссии. По оценке Кудрина, объем реализации госимущества в Белоруссии в течение трех лет должен составить не менее 7,5–9 млрд долларов.
В настоящее время белорусские власти высказали готовность вести переговоры о продаже Белтрансгаза и Беларуськалия.
В первом случае чиновники надеются выручить 2,5 млрд долларов от продажи 50% доли. Покупателем выступит Газпром, который доведет свой пакет в Белтрансгазе до 100%.
Намерение приобрести Беларуськалий высказал российский бизнесмен Сулейман Керимов. Он является совладельцем аналогичного актива в России – компании «Уралкалий». По данным некоторых СМИ, Керимов готов купить контрольный пакет (50% плюс одна акция) белорусского предприятия за 15 млрд долларов.