В настоящее время внешний госдолг Украины составляет 27,2 млрд долларов. После получения очередных 15 млрд долларов от МВФ эта сумма увеличится до 42 млрд долларов (почти 900 долларов в пересчете на каждого украинца).
Не думаю, что сегодня в связи с этим можно вести разговор о дефолте
Все это дало основания для вице-премьера Украины Сергея Тигипко сказать в четверг, что внешний долг Украины к концу 2010 года может достичь 40% ВВП. О том, насколько критично это для экономики Украины и не окажется ли из-за столь внушительного уровня долга Киев на грани дефолта, газете ВЗГЛЯД рассказал президент украинского Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
«Особых проблем я не вижу»
– Как заявил в четверг вице-премьер Сергей Тигипко, внешний долг Украины к концу 2010 года может достичь 40% ВВП. Насколько критична такая цифра?
– Прежде всего, возникает вопрос о структуре этой задолженности – длинные деньги или короткие. А во-вторых, наличие источника их обслуживания и возвращения. Структура долга с точки зрения стоимости неплохая: МВФ дает деньги под невысокий процент и на относительно длительный период. И здесь особых проблем я не вижу.
– Однако нужно ли подобное наращивание и к чему оно ведет?
– Тут, к сожалению, я должен констатировать, что увеличение задолженности пока не формирует условий, чтобы потом эти долги можно было успешно возвращать. Короче говоря, эти деньги пойдут на текущее потребление, а не на программы развития.
Это одна из ключевых проблем сегодняшнего увеличения украинской внешней задолженности. И, думаю, именно над этим надо работать украинскому правительству. То есть если мы говорим о заимствовании денег, то нужно говорить и о том, насколько они обеспечивают экономический рост, чтобы вследствие него можно было их возвращать.
«Умеренное бремя для украинской экономики»
Ярослав Жалило уверен, что в госдолге объемом 40% ВВП для Украины нет особых проблем (фото: zhalilo.openua.net) |
– Насколько уровень внешнего долга в 40% ВВП критичен для Украины?
– Опять-таки с точки зрения структуры – это умеренное бремя для украинской экономики. Катастрофического ничего пока я не вижу.
– То есть дефолт вы не прогнозируете?
– Я не думаю, что сегодня в связи с этим можно вести разговор о дефолте.
– Могли бы вы сравнить внешний долг Украины с долгами других стран?
– У меня нет информации о долгах стран СНГ. Но навскидку, хотя я могу и ошибаться, в Штатах внешний долг где-то адекватен украинскому, если не превышает его. В Германии где-то процентов 80 от ВВП. Это нормальная практика для многих, даже для развитых стран, когда их внешний долг имеет по отношению к ВВП очень большой размер.
– По вашему мнению, дефолт Украине не грозит. Однако как ситуация с наращиванием Киевом внешнего долга будет развиваться в дальнейшем?
– Мне кажется, склонность Украины к заимствованию постепенно будет уменьшаться, поскольку такое резкое нарастание задолженности я связываю с кризисным периодом, когда все деньги шли на финансирование дефицита бюджета.
Однако если его не надо будет финансировать, то деньги пойдут на обслуживание и возврат предыдущей задолженности. Рассчитываю на то, что экономика будет выходить из кризиса и, соответственно, появятся средства на погашение задолженности. Все зависит от того, насколько быстро будет преодолен кризис.