«Преимущества в ЕС Москвы в целом и Газпрома в частности были сильно переоценены», – утверждает автор статьи «Прощание с Газпромом» Анджей Талага.
Шеф-редактор польской газеты Dziennik, эксперт по вопросам польско-российских отношений отмечает, что «за последние 20 лет процент российского газа на европейском энергетическом рынке падал».
Преимущества в ЕС Москвы в целом и Газпрома в частности были сильно переоценены
Талага считает, что поставки Норвегии и Катара «сбили цену на российские поставки», сообщает РИА «Новости».
В самом деле, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе российская монополия поставила в Европу на 5% меньше, чем в докризисный 2008 год, в то время как Норвегия нарастила экспорт на 31%. Безусловным же лидером по темпам роста стал Катар, который увеличил размер европейского экспорта сразу в пять раз.
В целом же доля Норвегии и Катара в европейском импорте в 2009 году выросла до 24% против 18% в 2008 году. Объясняется подобный «рывок» того же Катара тем, что эта страна поставляет сжиженный природный газ в Европу на спотовый рынок. А, как известно, спотовые цены значительно ниже европейской цены Газпрома, который строит свою политику на основе долгосрочных контрактов.
Неудивительно, что энергетические компании Норвегии и Катара оказались более конкурентоспособны в части цены на поставляемый газ. «Если быть точным, то на споте они предлагали газ дешевле на 25–30%», – говорит главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
Из-за того что Газпром не был таким гибким в 2009 году, он сократил свою долю европейского рынка с 27% до 25%, добавил эксперт.
Впрочем, по мнению экспертов, говорить о том, что Газпром и дальше будет терять долю рынка, преждевременно. Так, в январе – марте 2010 года монополия действительно сократила экспорт газа на 29,7% по сравнению с прошлогодним показателем – до 55,743 млрд кубометров.
Однако экспорт газа европейским потребителям в первом квартале вырос до 39,4 млрд кубометров. Это на 35% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Поставки же российской компании в Западную Европу выросли на 26,9% (до 28 млрд кубометров газа), в Центральную – на 62% (до 11,4 млрд кубометров).
В первом квартале снизился лишь экспорт в страны СНГ и Балтии – на 10% в годовом выражении. Конечно, нельзя не отметить такой неприятный для Алексея Миллера момент, как падение экспортной выручки Газпрома от поставок в Европу. В частности, в первом квартале она действительно снизилась на 22,73%. Однако это было частично компенсировано ростом объемов продаж газа в натуральном выражении на 35,4%, или на 10,3 млрд кубометров.
Кроме того, сеть газовых магистралей из России в страны Европы, которая создавалась еще в советское время, сегодня стремительно расширяется за счет новых северных и южных маршрутов. В первом квартале поставки на один из основных экспортных рынков сбыта Газпрома – в Германию – выросли на 74%. Поставки в Италию остались на уровне прошлого года, когда они упали в два раза – до 3,3 млрд кубометров.
В этом году Газпром планирует поставить в Европу 160,8 млрд кубометров газа, в 2011 году – 163,5 млрд кубометров, в 2012 году – 170,9 млрд кубометров. При этом в компании ждут роста средней цены поставок газа в Европу в 2010 году на 10%. По предварительной оценке, она увеличится до 326 долларов за тысячу кубометров против 296 долларов в 2009 году.
К показателям рекордного 2008 года, когда тысяча кубометров газа продавалась за 407 долларов, Газпром может вернуться в течение ближайших двух лет, самое позднее – в 2012 году, отмечают в руководстве газовой монополии.
К слову, ранее Газпром уже пошел на уступки европейским потребителям, согласившись до 15% объема поставок газа продавать по ценам, привязанным к стоимости топлива на спотовом рынке.
В руководстве компании рассчитывают, что текущая политика Газпрома по продаже части газа по свободным ценам позволит вернуть долю европейского рынка до 28% в 2010 году. А к 2015 году Газпром планирует и вовсе увеличить долю до 30%.
«Полагаю, что в целом ситуация с европейским газовым рынком начнет выправляться к 2013 году. Спотовые цены вырастут до контрактных цен, тем самым конкурентоспособность российского газа будет восстановлена», – считает Лютягин.