Минфин собирается пересмотреть объемы финансирования госзакупок. На заседании правительства в четверг глава ведомства Алексей Кудрин сообщил, что несоблюдение требований закона о проведении госзакупок исключает их субсидирование.
На госзакупки приходится 20% всех бюджетных расходов – порядка 800 млрд. рублей. В прошлом году объем контрактов превысил 1 трлн. рублей
«Без выполнения любой детали этого закона финансирование будет невозможно», – сразу отрезал министр.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев подчеркнул, что необходимо для начала посмотреть, как работает закон о госзакупках, и, может быть, дополнительно принять ряд документов. По его словам, эта область расходования бюджетных средств – самая непрозрачная. «Здесь необходимо обеспечивать и гласность, и прозрачность в проведении процедур. Это достаточно сложная и, вне всякого сомнения, одна из самых коррупционных областей», – констатировал Дмитрий Медведев.
Госзакупки относятся к бюджетным расходам, запланированным на обслуживание государственного аппарата и государственных компаний, они включают в себя траты на необходимое оборудование, вплоть до канцелярских принадлежностей.
Сейчас госзакупки находятся под контролем Федеральной антимонопольной службы и Рособоронзаказа, которые проводят регулярные проверки в этой сфере. За первое полугодие 2006 года ФАС провела 151 плановую и 193 внеплановых проверки, а Рособоронзаказ – 22 плановых и три внеплановых проверки.
В этом году на госзакупки приходится 20% всех бюджетных расходов – порядка 800 млрд. рублей. В прошлом году объем контрактов превысил 1 трлн. рублей.
В 2006 году Минфину придется потратиться на расширение штата сотрудников Федерального казначейства, которому с 1 января 2007 года придется регистрировать все контракты по госзакупкам. По словам Алексея Кудрина, для того чтобы работа выполнялась в срок, необходимо как минимум 5 тыс. человек, иначе никаких гарантий по выполнению обязательств казначейства быть не может.
Недовольство министра вызвало то, что на сайте регистрации госзаказов есть информация о регистрации менее 1% от общего числа заключаемых контрактов. К тому же за прошедшие 8 месяцев министерства недобрали значительную часть средств, предназначенных для осуществления госзакупок, – порядка 418 млрд. рублей.
При этом госмонополии тратят больше, чем того хотелось бы Минфину и МЭРТ. Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов отметил, что «объем госзакупок на уровне естественных монополий в полтора раза выше, чем на общегосударственном». Стоимость контрактов за первое полугодие составила 651 млрд. рублей. На конкурсной основе было размещено 37% договоров, а в госсекторе – 66%. В связи с этим на госуровне удалось сэкономить 6,5%, а в области естественных монополий – всего 1,7%. Всего благодаря конкурсной системе в первом полугодии удалось сэкономить 56 млрд. рублей.
«Экономия бюджетных средств в первом квартале составила 6%, а во втором – 17,5%, с начала года сэкономлено всего по отношению к первоначально заявленным суммам на госзакупки 56 млрд. рублей», – доложил Андрей Шаронов.
В целом, по мнению чиновников, ситуацию с госзакупками нельзя признать удовлетворительной, несмотря на действие соответствующего закона. Замглавы МЭРТ пожаловался на то, что не приняты многие подзаконные акты, в частности постановление правительства о госзакупках на аукционной основе.
Но заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев видит очевидные плюсы нового закона. «Закон хорош тем, что распространяет необходимость соблюдать требования к проведению госзакупок и на местные органы власти, – пояснил Юрий Симачев. – Проблема, о которой говорит Минфин, – недостаток информации, – есть, но она обращена прежде всего к исполнителям госзакупок, которые должны размещать заявки в электронном виде».
Аналитик компании «Ак Барс Финанс» Александр Парамонов не так оптимистичен. По его словам, расширение штата Федерального казначейства едва ли приведет к оптимизации финансовых потоков. «Финансовый результат этого шага можно будет оценить только после его реализации. При этом чиновничью единицу ввести легко, а сократить потом гораздо сложнее», – говорит Александр Парамонов.
«С учетом того, что сейчас система госзакупок неэффективна, у Минфина есть шанс реализовать намерение сократить расходы под эгидой оптимизации», – резюмировал эксперт.