В Нью-Дели в пятницу открылся энергетический форум «Стабильность, безопасность, устойчивость», посвященный сотрудничеству ключевых экспортеров и потребителей.
Азиатский фактор
Экспорт газа увеличится с нынешних 4 до 20%, или до 65 млрд. кубометров в год
Делегацию России возглавляет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, сообщает РИА «Новости». По его словам, хотя в рамках визита состоятся двусторонние встречи на уровне министров, Россия не планирует подписания новых соглашений. На этих встречах будут обсуждаться вопросы подготовки официального визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Москву в начале декабря.
Экспортеры представлены такими странами, как Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, со стороны потребителей выступают крупнейшие мировые потребители нефти и газа – Индия, Китай, Япония и Южная Корея. Часть рабочего заседания пройдет в открытом режиме, часть – за закрытыми для прессы дверьми.
Мировое энергопотребление в ближайшие 15 лет может возрасти на треть, а в ближайшее двадцатилетие – примерно на 45%, заявил Христенко в своем выступлении на форуме, сообщает ИТАР-ТАСС. Мировой спрос на нефть, по его оценкам, может возрасти к 2025 году на 35 млн. баррелей в день (прирост 42%), на газ – на 1,7 трлн. куб. м в год (прирост 60%).
Россия требует прозрачности и предсказуемости мирового рынка нефти и газа, полагая, что только они могут стать основой глобальной энергетической безопасности. «Мы не скрываем информацию о планах развития российского ТЭК, объемах и регионах добычи и других наших действиях, которые способны повлиять на мировую и региональную энергетическую ситуацию, – цитирует российского министра РИА «Новости». – Мы не интригуем, не хитрим с партнерами и ждем от них такой же ответной реакции».
Объемы потребления
Азиатский регион обещает быть доминирующим нефтяным потребителем в мире в течение ближайших 20 лет (фото ИТАР-ТАСС) |
Ситуация на мировом рынке характеризуется резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах, а также увеличением разрыва между объемами потребления и производства нефти и газа в экономически развитых странах, отметил Христенко. В связи с этим Россия считает, что на мировом энергетическом рынке должны поддерживаться прозрачные и четкие правила игры, уверен министр промышленности России.
«Если сейчас более 90% (нефти и газа) мы поставляем в Европу, то в будущем мы все более будем выходить на Азиатско-Тихоокеанский регион, – представил Христенко концепцию взаимодействия России с крупнейшими потребителями энергоресурсов. – Мы намерены увеличить экспорт нефти в страны Азии с 3 до 30% к 2020 году, или до 100 млн. тонн. Экспорт газа увеличится с нынешних 4 до 20%, или до 65 млрд. кубометров в год», - рассказал Виктор Христенко.
Азиатский регион потребляет около 40% мирового экспорта нефти и демонстрирует самые быстрые темпы прироста потребления энергии, обещая быть доминирующим нефтяным потребителем в мире в течение ближайших 20 лет.
«Я прибыл на этот саммит с учетом того, что Россия будет председательствовать в «Большой восьмерке» в будущем году и будет определять вопросы глобальной энергетической безопасности, – сказал Христенко. – Четверка крупнейших азиатских потребителей энергии – Индия, Китай, Япония и Южная Корея - сегодня лидируют в мире по объемам экспорта, и их позиция также очень важна». Энергетическую безопасность Христенко назвал главной проблемой, которую Россия будет ставить перед «Большой восьмеркой» в период своего председательствования.
При этом российский министр заявил, что «Большая восьмерка» не сможет обеспечить глобальную безопасность без активного взаимодействия с азиатскими крупнейшими производителями и экспортерами энергии. «Я абсолютно убежден, что обсуждение энергетической безопасности «Большой восьмерки» не может быть ограничено восемью странами без участия крупнейших азиатских поставщиков и растущих азиатских потребителей», – сказал Христенко.
«В этой связи считаем целесообразным предложить создание при «восьмерке» постоянно действующих групп по основным направлениям, куда, кроме представителей «группы восьми», вошли бы представители стран – поставщиков и потребителей энергоресурсов, в первую очередь азиатских государств», – заявил Христенко.
По его словам, Россия будет осуществлять проекты в энергетической сфере с этими государствами.
Газопровод на Индию
До сих пор этот транснациональный проект обсуждался лишь тремя его участниками. «Я надеюсь, что и другие участники (Иран и Пакистан) доброжелательно отнесутся к разделению рисков с Россией», – сказал Христенко. По прогнозной оценке экспертов, к концу нынешнего года возможна подготовка проектной документации строительства газопровода, получившего пока только политическую поддержку.
Христенко сказал, что Россия уже имеет богатый опыт по строительству подводных газовых магистралей, в частности в Черном море. Этот опыт будет полезен при создании нового газопровода Иран – Индия. Кроме того, по его мнению, участие России позволит снять политические риски и создать базу для новых региональных проектов.
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и посол Пакистана в РФ Ифтихар Муршед еще в октябре в Москве рассмотрели возможность участия российской стороны в проекте строительства газопровода Иран – Пакистан – Индия. Трехсторонние переговоры Ирана, Пакистана и Индии по вопросам этого проекта идут уже несколько лет.
Согласно проекту длина газопровода составляет около 2,7 тыс. км, а его предварительная стоимость – 3,5–4,5 млрд. долларов. Предполагается, что Пакистан за транзит иранского газа в Индию будет ежегодно получать компенсацию в размере около 600 млн. долларов, но даже при этих условиях Индия будет ежегодно экономить около 300 млн. долларов на импорте газа.
Газпром и Министерство нефти и природных ресурсов Пакистана 11 ноября 2002 года подписали меморандум о взаимопонимании, который, в частности, касается вопроса строительства газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана.
Впервые Газпром предложил построить газопровод Иран – Пакистан – Индия в 1997 году, однако тогда эти государства отказались от проекта на том основании, что он слишком дорог. Вторичное предложение российской компании было немного дешевле, поскольку Газпром приобрел некоторый опыт прокладки трубопроводов в Турцию по дну моря в проекте «Голубой поток». На этот вариант участники предварительно согласились.