Экономика

7 октября 2005, 23:16

Иномарки вытеснили российские автомобили за рубеж

Фото: ИТАР-ТАСС

Горьковский автозавод и КамАЗ планируют наладить сборку автомобилей в Южно-Африканской Республике (ЮАР). На этой неделе было подписано соответствующее соглашение между Внешэкономбанком (ВЭБ) и южноафриканской компанией Russian Automotive Investments Southern Africa (RAISA). ВЭБ участвует в проекте как ставленник правительства, которое еще в 2003 году решило финансировать несырьевой экспорт.

По мнению аналитиков, российский автопром ожидает успех на «черном» континенте. Но удача потребуется производителям грузовиков и на родине – Минэкономразвития предвещает приход на российский автомобильный рынок 10 новых игроков, среди которых могут оказаться и производители грузового и коммерческого транспорта. Как считает глава МЭРТ Герман Греф, у российского «тяжелого» автопрома есть все основания выжить в новых условиях.

«Газель» в саванне

Производство легковых автомобилей сокращается практически у всех российских производителей

Выход ГАЗа и КамАЗа на южноафриканский рынок выгоден обеим сторонам. «ГАЗ давно ищет за границей рынок для сбыта своей продукции, – считает редактор журнала «За рулем» Максим Приходько. – ЮАР один из немногих регионов, где продукция ГАЗа, в первую очередь «Газели», была бы востребована. В том числе и потому, что собственного автопрома там нет. Есть лишь производства иностранных компаний. ЮАР далеко не богатая страна с большими расстояниями и практически отсутствующим коммерческим транспортом. Так что там есть огромный спрос на «маршрутки», а наши «Газели» идеально подходят им по соотношению цена – качество. Тем более их можно оборудовать как двигателями «Евро-2», так и дизелями иностранных производителей. Кроме того, в ЮАР и сопредельных ей странах знакомы с нашим автопромом еще с советских времен, когда мы поддерживали демократические режимы в воюющих африканских государствах. В Африке знают, что наши машины чудовищно выносливы, неприхотливы и их можно починить в любом дворе».

Как стало известно газете ВЗГЛЯД, вслед за «Газелью» южноафриканский рынок начнет завоевывать ГАЗ-3110 – «Валдай» – грузовик, способный перевозить до четырех тонн груза.

Коммерческий и грузовой транспорт – именно в этом сегменте планирует развиваться ГАЗ. Производство автомобилей «Волга» уже давно не является приоритетным направлением завода. На отечественном рынке легковых автомобилей она занимает не более 4%. Ее главные поклонники – чиновники провинциальных районных администраций.

Российские легковушки отступают

Глава Минэкономразвития Герман Греф (фото ИТАР-ТАСС)

Производство легковых автомобилей сокращается практически у всех российских производителей. По последним данным Росстата, в целом производство российских легковушек сократилось на 6,5%. В первую очередь пострадали заводы, выпускающие сугубо отечественные автомобили. Так, АвтоВАЗ сократил выпуск машин на 4%, ГАЗ – на 29,1%, УАЗ – на 31%, ИЖ-Авто – на 49,3%, СеАЗ – на 16%.

В ближайшем будущем спад в российском автопроме может только усилиться. В середине августа глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что в 2008 году в России будет собрано в 3,5 раза больше иномарок по сравнению с 2005 годом. К этому времени весь рынок легковых автомобилей в России превысит 2 млн. штук.

На проходившем в течение этой недели Американо-Российском деловом форуме Герман Греф заявил, что уже в 2006 году в России начнут работать 10 отверточных производств иностранных автомобильных компаний. Сейчас, по словам министра, четыре инвестора уже близки к подписанию соглашений, а еще с шестью компаниями ведутся переговоры. Всего эти компании должны принести в российскую экономику уже в самое ближайшее время 2 млрд. долларов.

Министр не уточнил, какие именно компании готовятся прийти на наш рынок. Однако известно, что уже больше года длятся переговоры с германо-американским концерном DaimlerChrysler о строительстве завода по производству Merсedes под Санкт-Петербургом.

Volkswagen также сейчас проводит переговоры о формах и объемах сотрудничества с российской стороной. Как сказал в интервью газете ВЗГЛЯД глава представительства Skoda в России Штефан Худоба, все принципиальные моменты (в том числе касающиеся месторасположения завода) должны быть решены уже до конца года. На новом производстве будет налажена сборка как автомобилей под маркой Volkswagen, так и модели Octavia чешского концерна SkodaAuto, являющегося подразделением германского автогиганта.

Но как появление «отверточного» производства иномарок в России скажется на розничных ценах, никто из опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов сказать не решился. Так что вполне может быть, на удивление всем, что и никак.

Экологичные КамАЗы

Российские грузовые автомобили выдержат конкуренцию со стороны иностранных компаний (фото ИТАР-ТАСС)

Эксперты не исключают, что среди новичков рынка российской сборки окажутся производители грузового и коммерческого транспорта. Уже сейчас под Москвой на заказ собирают грузовики Volvo – магистральные автомобили моделей FH-12 и FH-16, а в окрестностях Северной столицы производится сборка автобусов Scania. Скорее всего к ним присоединятся автомобилестроители из Юго-Восточной Азии – Японии, Китая и Кореи. Однако, по словам Германа Грефа, отечественные производители грузового транспорта в результате иностранной экспансии на российский рынок понесут значительно меньше финансовых потерь, нежели легковой автопром. По мнению министра, предприятия, выпускающие грузовой транспорт, «найдут свое место на рынке и будут даже конкурировать с японскими предприятиями».

Эксперт Максим Приходько также считает, что российские грузовые автомобили выдержат конкуренцию со стороны иностранных компаний. «Грузовики заняты в основном в сфере народного хозяйства, где до сих пор действует принцип «Экономика должна быть экономной», – говорит Приходько. – А по соотношению цена – качество наши грузовики вполне могут составить конкуренцию «иностранцам». Конечно, они не могут стать на одну ступень с зарубежными аналогами, но, по крайней мере, качество наших грузовиков достигло того уровня, когда модели можно сравнить». По словам Приходько, например, КамАЗ уже наладил производство грузовиков с двигателями «Евро-2» и готов в любой момент перейти на двигатели «Евро-4», если на машины подобной комплектации будут поступать заказы.

Текст: Милена Бахвалова

Вам может быть интересно

Песков объяснил уведомление США о пуске ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена-Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?