Культура

18 октября 2007, 09:40

«Я подсел на «Черный квадрат»!»

В квартирных галереях есть что-то интригующее, что-то от давних времен авангардного подполья. Выныриваю из темных окраинных переулков, набираю код, звоню в дверь и попадаю в маленькое пристанище для андеграунда. Для экспозиции выделена всего одна комната. Квартирная галерея «Черемушки» приютила «40 малюток» Ильи Китупа.

С цветных листов формата А4 на тебя таращатся головастые типы, похожие на мультперсонажей. Такого рода рисунки можно увидеть в детских альбомах, на партах, на заборах и тротуарах. Словно ребенок накарябал на полях тетрадки: хулиган, пижон, модница… Как шуточно воскликнули знакомые художника, узнав, что он увеличил и размножил арт-героев на ксероксе: «Так это не оригиналы!» Это – «Веселые картинки», только в примитивной манере.

Уже лет двадцать Илья как художник и поэт работает в стиле, который условно можно назвать «инфантильный треш

Сам кучерявый автор, прибывший на презентацию из Германии, напоминает (несмотря на то что уже не мальчик, но муж) одновременно двух героев легендарного детского журнала: Гурвинека и Самоделкина. Как выяснилось из разговора, любимыми персонажами художника являются «генетически» близкие им: мальчик-фасолька и робот. Один – вечное дитя, другой – его электромеханический слуга.

Уже лет двадцать Илья как художник и поэт работает в стиле, который условно можно назвать «инфантильный треш» – игрушка бывших детей СССР (периода постмодернизма в постимперии).

Герои произведений Китупа – школьники, солдаты (хочется сказать – солдатики), мутанты, роботы, электроприборы. Автор, словно завзятый футурист, верит в силу электричества. Постмодерн от художника потребовал жертв и посерьезнее комиксов: в музее актуального искусства Аrt4.ru выставлен «Черный квадрат» Китупа с надписью «Героин». Черный квадрат – апокалипсический символ. А в таком виде и причина «конца света» указана. Пользуясь присутствием автора, уже 10 лет живущего в Берлине, интересуюсь его собственной трактовкой данной работы.

Перед «допросом» хочу заметить, что от Ильи и его картинок, несмотря на их трешевый запал, исходит какое-то странное умиротворение. Это состояние можно почувствовать, когда видишь, допустим, ребенка, старательно что-то выводящего акварелью. Или когда он, открыв рот, смотрит мультик. Внутри детей в такие моменты – абсолютный, слегка восторженный покой. Когда становишься взрослым, секрет этого состояния теряется. У Китупа, похоже, он остался.

Постпостмодерн

– Насколько вам близок прикол? Или вы это все серьезно?
– Я всю жизнь развлекаюсь в свое удовольствие. Я всегда занимался веселым, юмористическим и сатирическим искусством. Как в живописи, так и в графике.

– «Героин», что в Art4, веселым, прямо скажем, не назовешь. Какова идея этого холста?
– Героин, как известно, – тяжелый наркотик, с которого трудно соскочить, и люди часто погибают. Современное искусство (оно аллегорически и представлено в виде «Черного квадрата») тоже являются серьезным «наркотиком», с которого почти невозможно соскочить. Я подсел на «Черный квадрат»!

Я начал рисовать их для моего шестилетнего сына

– «Черный квадрат» для вас – точка отсчета или дыра?
– Допустим, точка отсчета. А если хотите, дыра.

– Для себя вы этот вопрос решили?
– Нет. Мы, художники, работаем образами, а не решаем проблемы.

– Интуитивно?
– Конечно. Художник должен в первую очередь чувствовать. Безусловно, кое-что нужно просчитывать, чтобы не сделать плохую работу.

– Как создавалась серия «малюток»?
– Я начал рисовать их для моего шестилетнего сына. Заполнив лист наполовину, понял, что это гораздо интереснее, чем просто подарок ребенку. Я стал сильнее стараться, и в результате получилось три листа, заполненных «малютками». Какие-то из них я выдумал, какие-то коренятся в масскультуре. Несколько персонажей, вероятно, – портреты знакомых. Для того чтобы устроить выставку, я выбрал ровно 40 персонажей. Увеличил их до формата А4 на цветном ксероксе, и получились достаточно монументальные вещи. Лучше было бы их увеличить до 2–3 метров.

– Кто ваши любимцы?
– Я многих люблю, но в первую очередь выделил бы мальчика-фасольку и крошку-робота.

– Есть ли персонаж, который напрямую ассоциируется с Китупом?
– Вы меня застали врасплох, поскольку из 40 персонажей нет ни одного в очках. Но больше меня, вероятнее, в маленьком роботе.

– Может, это связано с постмодерном, в русле которого вы работаете? В том смысле, что многое копируется из прошлого и воспроизводится автоматически?
– Эпоха постмодерна прошла, сейчас уже постпостмодерн. А насчет автоматизма, если бы вместо 40 малюток я нарисовал 4 тысячи, это был бы прямой автоматизм. А у меня несколько десятков различных серий, не считая картин. Они охватывают множество тем: домашние электроприборы, аппаратуру Hi-Fi, автомобили, автобусы. Весной я сделаю выставку, где будут представлены многие серии и комиксы.

В России, кстати, никогда не было нормальных комиксов. Мне на собственном примере пришлось отрабатывать всю историю их создания. С 1993 года я выпускаю журнал комиксов под названием «Пропеллер». Есть антивоенные, радио- и электрические комиксы. В марте в галерее Paperworks можно будет с ними ознакомиться подробнее.

– Электрические – это про роботов?
– И про радио и электроприборы. Там, к примеру, вилка гонится за розеткой. Хоть у меня и филологическое образование, с детства обожаю радио- и электроаппаратуру. Научную фантастику. Это великий мир, и он заслуживает внимания.

Счастье за марку

– Вы продолжаете играться в электронные игрушки?
– Да, в виде рисунков, поскольку сам не в состоянии собрать мало-мальски приличный электроприбор. Не могу починить даже испортившийся выключатель. Но с удовольствием его нарисую.

– Кто основной потребитель ваших рисованных выключателей?
– К сожалению, небольшая прослойка продвинутой молодежи в Москве и Европе: дискотечные ребята, современные художники. Комиксы бесплатно рассылаются друзьям и знакомым, иногда продаются в специализированных магазинах. Разумеется, это не массовый продукт. У нас нет таких изданий с большими тиражами.

– На Западе комиксы самый массовый продукт, они даже перерастают в фильмы.
– Это раньше в Америке комиксы были самым массовым продуктом, сегодня – мультфильмы. А на первый план выходят авторские комиксы художников, которые издаются ограниченными тиражами в виде тетрадочек и толстых альбомов.

– По поводу техники рисунка: она у вас менялась с годами?
– Мой графический стиль существует уже лет 20–25. Он слегка мутировал, но вполне узнаваем. Мне в этом смысле трудно делать заказные вещи. Какую-нибудь серьезную иллюстрацию для журнала. Все равно получится забавный рисунок в моем стиле.

– И никакого отношения к тексту?
– Совершенно верно. Я плотно сижу на своей теме.

– Некоторые литературные персонажи «проваливаются» в виртуальные миры компьютерных игр. Вы бы хотели оказаться в мире своих рисунков?
– А я и так в нем живу. Чтобы не остаться навсегда в мире своего воображения, я вытаскиваю его реалии на бумагу, холст.

– У вас есть какие-нибудь комиксовые истории, которые вам особенно дороги?
– Все 22 выпуска «Пропеллера». «Про вилку и розетку», «Джимми-похабник», «Галлюцинирующий Ваня». Это надо видеть, это сложно пересказывать.

– Был ли какой-то конкретный случай, натолкнувший вас на создание определенного комикса?
– Мне нравится ходить по магазинам, где все продается за одну дойчемарку: клей, книжечки. Но никогда я не встречал маленький радиоприемник за одну марку. И тема истории была о том, что когда-нибудь найдется такой приемник, который будет настроен на одну волну и будет тихо что-нибудь играть.

– Какую волну предпочли бы вы? Или она адресована конкретно вам? «Сверху»?
– Да! А потом, может, я смогу транслировать ее другим – посредством комиксов.

– Получается, приемник такой уже существует?
– Не знаю как приемник, а передатчик – точно!

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Welt: Трамп не одобрит план Зеленского по Украине
Темы дня

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Минобороны показало кадры с военными группировки «Запад» в Купянске

Министерство обороны России опубликовало видеозаписи с военнослужащими группировки российских войск «Запад» в разных районах Купянска Харьковской области.

Росатом «развернул работы» над АЭС «Пакш-2»

После снятия Вашингтоном ряда ограничений на финансирование АЭС «Пакш-2» в Венгрии работу удалось вывести на новый уровень, заявил глава Росатома Алексей Лихачев.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов