Культура

14 апреля 2006, 10:38

Гости из стеклопластика

Фото: ИТАР-ТАСС

Тот, кто впервые посещает Московскую международную книжную выставку-ярмарку, с самого начала этого мероприятия получает порцию «русского экстрима». Согласно стойкому местному обычаю на довольно большой дороге от входа на ВДНХ до места, где происходит сама ярмарка, нет ни одного указателя с номером павильона, который следует разыскивать. Зато в изобилии представлены монументы всяких колхозников, космонавтов и Ильичей, помахивающих руками и оголтело зовущих куда-то в коммунизм.

По контрасту с этим скульптурные работы Владимира Трулова, представленные на самой ярмарке и ее сопровождающие, вызывают чувство признательности. А если без контраста, то они просто хороши. Во всяком случае, канадский архитектор Раф Шариф, выбравший именно Трулова для разработки дизайна международной гостиницы «Золотое яблоко», никаких колхозников-монстров с ВДНХ не видел.

Предпосылки в природе

Европейское сознание очень пластично в тех пунктах, где требуется проявить абстрактное мышление (фото GettyImages)
Договорившись об интервью с Владимиром, я начал с вопроса о том, почему канадец пригласил к сотрудничеству именно его.

- Можно сказать, это был случай, но для такого случая должны были быть предпосылки в природе. Он обратил внимание на мои эскизы, потом захотел со мной познакомиться. Моя задача была ему понравиться, и все срослось.

После этого я некоторое время блуждал с Владимиром по Москве, разглядывая «предпосылки в природе» – те объекты, которые он разрабатывал в городе.

Скажем, вывеска «Белый медведь» на входе в один из московских баров. Ее можно назвать образцом вывески европейского уровня в Москве, и по замыслу, и по исполнению.

Во всем мире на повестке дня трактовка вывески как грани между интерьером и экстерьером. Здесь буквы вынесены на улицу, медведь как будто парит на своей льдине над головами у людей, чему те несказанно радуются и постоянно под этой композицией фотографируются.

Толчком к тому, чтобы сделать этот проект, или некоторой уместной аналогией Трулов считает увиденную им где-то на улицах Барселоны почти антикварную дверь, которая была еще и застеклена, – так создавался акцент некоей витринности. Дверь переводилась из разряда утилитарных предметов в разряд искусства. Владимир заметил: европейское сознание очень пластично в тех пунктах, где требуется проявить абстрактное мышление. Можно назвать медведя-полярника на станции метро «Алексеевская» дальним родственником этой барселонской двери, и это единственный такой «сородич» в Москве. Другой вывески подобного уровня и по мысли, и по исполнению в Москве нет.

Ну а то, что медведь – все же это Россия. А раз мишка полярный, то можно сказать, что на входе в этот бар – московский полюс абстрактного мышления.

Еще на счету фирмы, где работает Трулов, пельменная, около которой сделана огромная вилка с веселым прыгающим пельменем. Эта инсталляция тоже участница многих фотокомпозиций гостей Москвы.

Здесь речь не идет о каком-то европейском уровне, хотя придумано все очень славно и складно. Скорее происходит другая важная вещь – возрождаются советские «пельмешки». Они исчезли, а вот их новые приключения «десять лет спустя» – на другом уже уровне дизайнерской проработки, но при всем присутствии фольклорного звона.

Что есть современная городская скульптура?

Скульптура работы Владимира Трулова

Все чаще в городе видны неочевидные объекты. Метод, который приводит к появлению произведений на свет именно в мастерской Трулова, заслуживает отдельных комментариев.

Зарабатывая на жизнь оформлением витрин в ресторанах, гостиницах и т. п., скульптор всегда привносит наработки со своих текущих заказов в творчество собственно скульптурное. Стремится делать какой-либо объект по поводу любого текущего заказа.

- Как работает обычный скульптор, – говорит Трулов. – Он сидит в своей мастерской и, как заколдованный, делает какие-то бюсты, активно варясь в собственном соку, высасывая свою продукцию из пальца. А потом он пытается это продать. Я стремлюсь по поводу каждого заказа, если из меня прет креатив, делать скульптуру в связи с теми вещами, которые от заказа остаются. Скажем, мы делали ресторан «Золото Шлимана». Я по поводу ресторана делаю скульптуру этого Шлимана. Не так уж важно, что дела у ресторана не покатили, сейчас вообще никто не знает, есть такой ресторан или нет. Скульптуру я вожу по выставкам – или ее купят, или позовут оформлять другой такой же ресторан. На выставках я присутствую своими скульптурами, народ их обсуждает и получает эстетическое удовольствие...

По-моему, очень ценно, что художник сам формирует социальный заказ. Когда Ленин и К утратили признаки актуальности, в Москве возник феномен Церетели.

А какой вообще должна быть скульптура постсоветской эры?

И вот Трулов лепит фигуры в связи с тем, что в данный момент бурлит вокруг него. И с одной стороны, ему важно, «чтобы потом позвали оформлять такой же ресторан». Но дело еще и в том, что растет социальный заказ, – по-моему, это здорово. И появление Шлимана и всей той высокой эстетики, что ассоциируется с найденной когда-то Троей, происходит ненадуманно, органично. Но и тоже не так, как посиделки в рекламных роликах Суворова или Эйнштейна, которые там куклы куклами.

Из других сюжетов

- Скажем, коллекция мелкой пластики – с маленькими вещичками, по русским пословицам. Я за недавние праздники прочитал несколько тысяч пословиц, выбрал несколько сотен таких, которые рождают визуальный ряд. Есть, скажем, про петуха: «Драчливый петух жирным не бывает» или «Генеральской курицы племянник». Большие художники всегда не только произведение делают, но активно относятся к названию. Скажем, многие произведения Магрита без названия вообще не поймешь. А здесь получается, что все идет от названия: «Ворону гнездо родная хата», «Красному яблоку червоточина не укор» и так далее. Я читал иностранные пословицы, первоисточники – японские, суфийские, думал – круто, а что же мы такие темные? Теперь понимаю: ничего мы не темные – у нас есть пословицы про все...

Кстати, у Владимира есть и литературная серия: портреты… Пушкин, Гоголь, Островский.

Новый материал

Фасад гостиницы Golden Apple (www.alfa-tur.ru)

Один из существенных моментов – использование скульптором нового материала, некоего стеклопластика. Фигуры выглядят как отлитые из бронзы, это на самом деле не так. С данной точки зрения интересно было узнать мнение специалиста об отношении к конструктивистскому стилю в архитектуре, который в 20-е годы тоже шел от материалов – стекла и бетона.

Тем более что над кафе, в котором мы сидели, была вывеска, выполненная в футуристическом стиле, несколько, с точки зрения моего собеседника, «грубоватом». На мой же вопрос он ответил: «Это язык, который должен знать современный скульптор, и если мне понадобится на нем что-то сказать, я скажу – с небольшим акцентом».

Вот в общих чертах путь, который привел Трулова к сотрудничеству с Рафом Шарифом при подготовке гостиницы Golden Apple. Шариф сделал хорошие авторские интерьеры, подписанные своей фамилией, что московские инвесторы, по словам Владимира, «всячески душили»:

- Они даже подпись ему не давали сделать на полу со своей фамилией. Он все равно ее залепил на бетон, пришел инвестор, ругался, но выковыривать ее не стали. У нас просто не доросли до того, что все зависит в конечном счете от конкретного человека – задумщика. Нужно хоть как-то ценить его хотя бы самолюбие. Я уже не говорю о том, что на его имени надо деньги делать, – при перепродаже, при раскрутке заведения. У нас это не ценится. У нас на Рублевке интерьеры – они неподписные. И никогда эти дома не будут изучаться студентами-архитекторами. На Западе если известный архитектор сделал квартиру, то, когда новый хозяин туда въедет, ему расскажут историю квартиры. У нас этого нет….

Один из ярких примеров неумного подхода к делу, который здесь пока часто процветает, – некий ресторан, с владельцами которого Трулов однажды взаимодействовал.

Изначально он был задуман архитектором как «футбольный». На стенах были картины с футбольными полями, очень дорогие. На столах – вазоны с рельефами футболистов. Еще было несколько фигур футболистов в витринах, а из кубков росли вертикально стрелы некоего экзотического растения. Дела у ресторана не пошли, пришла новая хозяйка и сказала – долой футбол.

Дизайнеры и архитектор с ней работать не стали, поскольку вела она себя глуповато. Тогда она сама взялась за дело. Футболистов, тех, что в витринах, начала завешивать рюшечками, цветочками. А в кубки посадила что-то такое вьющееся, чтобы растение этих футболистов закрывало, и игроки в результате прячутся в зарослях.

«Золотое яблоко»

Работы Владимира Трулова из стеклопластика

Конечно, Шариф, человек, который много ездит по миру, прекрасно знает новый модернистский язык, переживал, когда сталкивался с подобным уровнем принятия решений.

- Он страдал, – говорит Трулов, – от того, что фасад надо было согласовывать, говорил, что московские власти навязали ему какой-то нелепый балкончик. У нас как происходит – если есть момент согласования, то человек не может пропустить проект, если он там чего-то не поменяет хотя бы на сантиметр. Я сколько раз с этим сталкивался – что спорят не из-за сути вопросов, даже не из-за выгоды, а чтобы внести лепту в процесс. На Западе как делается – архитектор занимается архитектурой, дизайнер – дизайном, инвестор – инвестициями и так далее, они друг другу доверяют, иначе дела не будет. Раф ни в дизайн, ни в производство не вмешивался. А инвестор вмешивался, он все время хотел что-то менять. Во всем мире присутствует понимание, что делает один, что – другой, что – третий. А у нас выкидывают середину, и высшее руководство приходит к рабочим – плохо красишь, не так пилишь, не так мажешь и все такое…

Шариф не притирал свои интерьеры к московскому стилю. Это гостиница для иностранных гостей, примерно за 200 долларов в сутки, 3-звездочная, в названии ее некоторые специалисты увидели апелляцию к символике «Макинтош».

Я спросил у Трулова, есть ли «червоточина» в этом «красном яблоке».

- Интерьеры там, – говорит дизайнер, – не очень-то для русских, потому что там много нержавейки, ванная, например, хай-тек, из нержавейки, – у нас такое только в плацкартных туалетах. Для русских это чуждо, они любят, чтобы были натуральные материалы – дерево, под орех, часто говорят об экологии, а иностранцы любят стекло и нержавейку. Они уже съели то, что мы сейчас кушаем, уже это прожили. У них минимализм был в моде еще в 70-е годы. Почему в Европе выбрасывают мебель, машины, телевизоры в Новый год? У нас такого праздника вообще быть не может. А они там понимают, что есть фамильные предметы, которые по наследству переходят, – это важно, а есть утилитарные вещи, которые не на дачу свозятся догнивать, а их просто выбрасывают, потому что в мире уже слишком много всего этого – машин, компьютеров. Нам этого не понять, в России никогда не было кризисов перепроизводства, а они это прошли, у них это постоянно маячит. Там магазины мясом завалены, а у нас мяса не хватает. А в том, что действительно ценно, у нас мало кто разбирается.

И в результате правильные цепочки – они у нас в организационном плане не выстраиваются. Все вмешиваются во все. Это и от недоверия, и от недостатка профнавыков. И получается: послал дурака, иди за ним следом – опять же по пословице.

Но вернемся к Московской книжной выставке-ярмарке. В прошлом году на ней пришлось наблюдать симптоматичный эпизод: Оксана Робски и Алексей Иванов, два «хедлайнера» мероприятия, принимали участи во встрече с читателями. Вернее, не встрече, а встречах – это важно.

Поскольку у каждого был свой круг поклонников и своя программа. Стенды издательств, представляющих своих авторов, находились рядом, и вдобавок время встреч совпадало.

В результате писатели вынуждены были чуть ли не перекрикивать друг друга в микрофоны, прямо как на базаре. То есть присутствие «сусанинской» организации и менеджмента, раз уж этот подход заявляется с первых шагов, так или иначе ощутим в разных эпизодах. Вот почему творчество Трулова представляется мне столь важным фактом московской ярмарки. Пока что на пространстве ВДНХ это небольшой островок. Все эти Шлиманы, Островские, они пришельцы, гости – только не каменные, а из стеклопластика. Но здесь возникает, если хотите, логичная и столь необходимая альтернатива, к тому же с оттенком международного звучания.

Текст: Илья Алексеев

Вам может быть интересно

Береговая охрана США захватила танкер Olina у Тринидада
Темы дня

Ради России Франция отказала США

Россия и Франция впервые за долгое время сделали значимый шаг навстречу друг другу. По крайней мере, сложно воспринимать иначе произведенный между двумя странами обмен – приговоренный за шпионаж в России француз и задержанный в Париже россиянин вернулись каждый на свою родину. Почему происходящее касается в том числе США?

Захват «Маринеры» требует от России новых подходов к безопасности танкеров

Захват российского судна «Маринера» американцами вызвал негативную реакцию не только в России, но и в других странах мира. Москва считает, что случившееся может стать опасным прецедентом. Тем временем в экспертном сообществе уверены, что речь идет о пиратской акции, которая вынуждает Россию задуматься о способах защиты собственных судов в международных водах.

Политолог объяснил выбор целей для «удара возмездия» «Орешником»

Медведев сравнил удар «Орешником» с уколом галоперидола

Эксперт: История с танкером Marinera стала «подставой» для США

Новости

Читатели Die Welt бурно обсудили эффективность удара ракеты «Орешник»

Читатели немецкой газеты Die Welt обсуждают эффективность российского оружия после удара ракетой «Орешник» по Львову, который не смогли перехватить западные системы ПВО.

Сторона Лурье отказалась принять квартиру у представителей Долиной

Покупательница квартиры Ларисы Долиной, Полина Лурье, отказалась принимать жилье из-за неточности в акте приема-передачи, заявила защитница Долиной Мария Пухова.

Ту-142МК впервые в истории ВМФ выполнили дозаправку у Северного полюса

Военные летчики Северного флота впервые выполнили воздушную дозаправку самолетов Ту-142МК у Северного полюса, проведя в небе около 30 часов.

В Тегеране бунтовщики сожгли 25 мечетей и разгромили 26 банков

В результате массовых беспорядков в столице Ирана были повреждены десятки объектов, включая мечети, банки и медицинские учреждения, сообщают городские власти.

Адвокат объяснила неявку Долиной на передачу квартиры

Певица Лариса Долина не смогла лично присутствовать на передаче проданной квартиры новой владелице Полине Лурье, поскольку сейчас находится за пределами России, сообщила адвокат артистки Мария Пухова.

Кличко призвал киевлян по возможности покинуть город

Мэр Киева Виталий Кличко обратился к жителям с просьбой временно выехать за пределы столицы на фоне масштабных перебоев с отоплением и электроэнергией.

Премьер Италии Мелони: Европе пришло время говорить с Россией

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони заявила, что Европа должна начать диалог с Россией.

The Washington Post оценил удары «Орешником»

Удары ракетами «Орешник» по объектам на Украине стали для западных стран напоминанием о масштабах ядерного арсенала Москвы, пишет The Washington Post.

Посольство едко прокомментировало отмену концертов Захаровой во Флоренции

Выступления российской балерины Светланы Захаровой, запланированные на конец января во Флоренции, отменили после обращения посольства Украины, что вызвало резкую реакцию российских дипломатов.

Дмитриев сообщил Каллас об отсутствии средств ПВО против «Орешника»

Специальный представитель президента России и глава РФПИ Кирилл Дмитриев напомнил главе евродипломатии Кае Каллас о том, что в мире не существует систем противовоздушной обороны, способных перехватить гиперзвуковую ракету «Орешник».

Мэр Львова объяснил отсутствие газа после удара ночью

После ночного удара ракетным комплексом «Орешник» в селе Рудно Львовской области была активирована система безопасности, временно отключившая газоснабжение для 376 абонентов.

Экс-мэр Калининграда погиб на охоте

Экс-глава Калининграда Евгений Любивый трагически погиб при невыясненных обстоятельствах на охоте в Курганской области, детали происшествия пока неизвестны, сообщили в городском совете депутатов.
Мнения

Ирина Алкснис: Президент Путин – важнейший фактор консолидации народа

Демократия – это, в первую очередь, про реальную власть народа, про его волю, воплощаемую в политике государства. А уж то, какие институциональные формы принимает демократия в том или ином государстве, дело третье.

Борис Джерелиевский: 2026-й станет годом перелома в СВО

Когда-то Георгий Жуков сказал Константину Рокоссовскому о европейцах: «Мы их освободили, и они нам этого никогда не простят». Тем более они не простят нам, что мы их победили.

Игорь Караулов: Россия перестала стесняться саму себя

«Фирменный стиль» России – это уже не только привычные миру Чайковский и Достоевский, икра, водка и шапка-ушанка. Это сложно устроенная система, в которой разнообразие является не разъединяющим, а скрепляющим фактором.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов