Я пишу этот текст не из первой российской столицы и даже не из второй, а из псковской деревни, где в начале апреля идет дождь и куда совсем не доходят медийные сражения по самым важным поводам.
Никакого «вчера» уже не будет, возврата к прошлому нет
Но отзвуки русской весны слышны даже здесь.
Более того, здесь очищенная от сиюминутности ситуация представляется еще более ясной, чем ранее. Никаких иллюзий.
Юго-Восток – это действительно не Севастополь и не Крым, где украинизация велась кое-как и провалилась с треском. На Юго-Востоке – вполне обычные, наши люди, которые не готовы были бросаться захватывать здания СБУ, штурмовать и воевать.
Люди ценят пусть скромный, но комфорт, привычную жизнь, вкусную еду, хорошую школу для детей. А хаос и войну, особенно гражданскую, люди совсем не ценят. Юго-Восток долго молчал, долго действовал предельно осторожно, пытаясь не нарушить хрупкое равновесие, которое сложилось после Майдана. Захватили, не нашли массовой поддержки, отошли, ополчений не сформировали, пытались договориться с Киевом.
Худой мир лучше доброй ссоры, но ссоры в случае с Донецком, Луганском, Харьковом было не избежать.
И теперь самое важное – не отступить.
Это отступление, к сожалению, теоретически возможно. И дело не в том, что из Киева на боевых дрезинах приедут сторонники территориальной целостности: этот вариант развития событий логичен, но по-настоящему опасен не он.
Нельзя сказать, что 23 года на Украине творился один кромешный кошмар, ад и людоедство: нет, как-то же жили, ходили на работу, в кино, в Европу ездили. И мысль о том, что как-то, наверное, оно успокоится и можно будет спокойно жить дальше – кто же не без греха, кто вообще не склонен предаваться подобным иллюзиям и цепляться за последнее.
Но цепляться нельзя.
Ни Юго-Востоку пока еще Украины, ни России.
Если русская весна будет подавлена или захлебнется сама собой, месть украинской власти долго ждать себя не заставит. Украинские СМИ не затем вот уже сколько недель заходятся в антироссийской истерике, чтобы позволять «ватникам» и «донецкому быдлу» в «спортивных штанах» (ведь так называют жителей Юга-Востока, не правда ли? и это ведь еще мягкая версия всей «незалежной» риторики) захватывать здания?
Крым несуществующая армия Украины не вернет, этот виноград так и останется зелен, а вот наказать Донецк и Харьков, если те останутся с Украиной, будет куда проще.
Денег у Киева нет и не будет: ЕС и США могут сколько угодно жать руки яценюкам, но платить сумасшедшим – на это циники не подписывались, а романтиков на Западе давно не осталось (посмотрите на видео выступлений Ангелы Меркель – похожа она на трепетную демократическую барышню?). А раз денег нет, то репрессии – как раз то, что нужно, чтобы обнищание не казалось таким чудовищным.
Я хотел бы сказать жителям Юго-Востока, которые вдруг прочтут этот текст или услышат о нем, вот что.
Я прекрасно понимаю, что баррикады – это не ваше, что на войну вы не подписывались, что лучше жить спокойно. Но так случилось, что история пришла к вам и открыла ваши окна нараспашку. Это неуютно. Это непривычно. Это страшно. Но вы же сами прекрасно видите, как из вас делают людей второго сорта, как страна, которая на 23 года стала вам Родиной, не готова говорить с вами, не готова слушать вас, не готова признать в вас граждан – потому лишь, что вы не жгли покрышки на киевском Майдане.
Никакого «вчера» уже не будет, возврата к прошлому нет. Никакой мирной Украины не предвидится.
И как бы ни было вам неуютно, как бы ни было страшно за будущее, не сдавайтесь. Дожмите их, добейтесь федерализации, проведите референдумы, готовьте соседей, ведите друзей.
И помните, что миллионы людей в России смотрят на вас этой весной, ждут от вас решимости, верят в вас и будут помогать вам тем, чем смогут.
Пожалуйста, не сдавайтесь.