Авторские колонки

24 марта 2010, 10:00

Владимир Мамонтов: Про призрак

Протестующие ратовали за прямо противоположные вещи – и на обеих срывали аплодисменты зала. Первая: надо закрыть комбинат, поскольку ПДК превышена в 150 раз. Вторая: безработица достала.

В бытность мою собкором одной ярко перестроечной газеты я был разбужен звонком.

− Володенька, ты не спишь?

− Нет, кто ж спит в три ночи?

Как на меня пахнуло перестройкой! Дух захватило от забытого коктейля!

− Это хорошо. У тебя там есть яркий герой-эколог? – спросил наш отец родной, завкорсетью. – Неформал, то, сё. Но чтоб не безумец. Оттуда (он покашлял, чтоб я проникся) идет запрос на ярких, но не безумных неформалов-экологов.

Я подумал. И честно сказал, что есть. Один мужик по фамилии Единицын не спит, не ест, доказывает, что ПДК превышена в 150 раз. Что вредный вольфрам (а также кадмий и йод) просачиваются из отстойников в грунт, а рождение двухголового младенца в Электролизном районе областного центра объясняется не тем, что зачат он в семье потомственных алкоголиков, а преступной политикой руководства комбината. И страны, чтоб два раза не вставать. И что неформал-то он неформал, но не только не безумец, а вполне прагматичный человек: он страшно хочет на волне осуждения преступного режима пролезть во власть и стать депутатом обновленного Верховного совета. Здоровее не бывает.

− Угу, − на том конце провода размышляли. – Не романтик перестройки, значит?

− Не-а.

Там вздохнули.

− Других нет?

− Нет, − твердо ответил я. Их действительно не было. И этого-то, допрежь как ему стать непримиримым борцом, выгнали с комбината за какую-то темную историю.

− Да, дела, − сказал мудрый и добрый завкорсетью. – Ты вот что… Ты пиши. Деваться некуда. В запасной номер. Полосу. Рубрика «Прорабы перестройки».

Ну, чего вы ждете? Написал я, написал. Премию, помню, получил по итогам года за лучший очерк. Мужик-то на самом деле оказался неплохой. Неординарный. Уставший от советской системы, которая, все щели законопатив, содержала таких людей на голодном информационном, карьерном и иных пайках. Борьба с комбинатом была его единственной отдушиной. Он даже как-то высох в этой борьбе. Обуглился. Он уже говорить больше ни о чем не мог. Местная команда проиграет в футбол – он усмехнется: при таком превышении ПДК неудивительно.

Он слегка оттаял, когда прошел в депутаты. Он выступал с трибуны. Собирал комиссии. Некоторое время мелькал на экранах. Но на второй срок не избирался, перешел в какой-то госкомитет, а потом растворился в атмосфере – как пары йода. Атмосфера с биосферой и не такое перемалывают.

А комбинат работает по сей день. И, насколько мне известно, не претерпел серьезных модернизаций. Получается: если ПДК была превышена, то она и сегодня превышена. Ничего не помогло. Ни статья, ни подвижническая деятельность Единицына. Ни перестройка. Ни с треском снятое руководство области (на чем я и мои коллеги кормились долго, разоблачали). Ни новый генсек. Ни лихие девяностые. Ни благие нулевые.

Все мимо. Вся технология борьбы – с листовками, съездами, демонстрациями, прямыми эфирами, комиссиями и ночными звонками в корпункты − оказалась бессильной, неправильной, а по прошествии лет даже смешной. Больше того, сама целесообразность ее сомнительна: вон Байкальский ЦБК, вокруг которого редутами возникали фильмы и книги, оказывается, не оказал никакого влияния на экологию озера. Озеро оказалось сильнее.

Почему я про эту историю вспомнил?

Единицын вернулся! Вернее, призрак Единицына, который я встретил в недавней командировке.

Переезжая из города в город, из села в село, мы встречались с читателями. А за нами ездила сплоченная команда борцов с металлургическим комбинатом. Они занимали выгодные позиции в партере, они выступали первыми, они раздавали листовки, они надевали респираторы и кричали громче всех. Их главный, человек в красном свитере, внезапно появлялся на галерке и произносил сверху: «Преступное руководство – в отставку!»

Помимо инициативной группы, ратующей за закрытие комбината, есть и другая, разумеется, не столь шумная, которая комбинат защищает (фото: Getty Images/Fotobank.ru)

Они ратовали за две прямо противоположные вещи – и на обеих срывали аплодисменты зала. Первая: надо закрыть комбинат, поскольку ПДК превышена в 150 раз. «Правильно!» Аплодисменты. Вторая: безработица достала. Аплодисменты, крики: «Все достало!» А на предприятии работают, по разным оценкам противоборствующих сторон, от полутора до трех с половиной тысяч человек. И помимо инициативной группы, ратующей за закрытие комбината, есть и другая, разумеется, не столь шумная, которая комбинат защищает. Зарплаты свои защищает. «Откаты они защищают!» − шумят экологи.

Он, вообще-то, исторический, этот комбинат. Ему больше ста лет. И почти все свинцовые пули, которые были у России в ходу на фронтах еще Первой мировой, были отлиты из произведенного здесь свинца.

Воздух в городе предприятие не озонирует, это все признают. К тому же недавно случился выброс: те, кто живет рядом с разными историческими гигантами индустрии, знают, что это такое. Это когда у тебя заболел ребенок, а ты никогда не узнаешь: это чертов кадмий повлиял или не кадмий? Что кадмий не помог – это уж точно.

Допустивших выброс уволили. Но этого борцам за экологию мало, что правильно: надо ведь добиваться успеха по существу! Надо доказывать вред с фактами в руках. Фактов нет. Оборудование для современной лаборатории, которая поставит точку в споре о конкретном вреде, наносимом производством, очень дорогое. Но оно заказано. Его закупили власти. Оно на подходе.

Но купленному властями оборудованию экологи не доверяют заранее: все будет подтасовано! Они доказывают свою мысль на косвенных признаках: на статистике онкологических заболеваний, к примеру. Надо ли говорить, что статистика разнится у облздрава и неформалов-экологов?

Кое-как уговорили мы их все-таки принять участие в совместной экспертизе. А то уж совсем нелепо бы получилось. Ведь сейчас полемика ведется так: сторонники закрытия рассказывают про тех, кто умирает от рака, что, согласитесь, случается даже в отдалении от промзон. А защитники рабочих мест − про олимпийского чемпиона, выходца из комбинатской промзоны, человека недюжинного здоровья.

Для вас это серьезные аргументы? Для меня не очень.

Вот и руководство в президиуме держалось в рамках из последних сил. Мэра города, который, не выдержав, сказал: «Что ты хлопаешь, дома у себя хлопай!» – дернули за рукав: театр, где проходила встреча, тоже дом. Такими репликами власть рыла себе ловчую яму перестроечного образца просто в два гребка. Конечно, раздались возгласы, что характерно, радостные: «Вот как они с нами разговаривают! Мы для них быдло!»

И понеслось.

Как на меня пахнуло перестройкой! Дух захватило от забытого коктейля!

Сознание мое внезапно расширилось – может, мы на Сахалине с дружбаном Игорем первого секретаря, ретрограда, снимаем с работы (а помогает нам присланный из ЦК человек с говорящей фамилией Могильниченко)? Или на бурлящей Манежной?

Но охолонул, взял себя в руки. На этот раз, двадцать пять лет спустя, мне лично в этой суматохе не хватало некоторых важных знаний. Например: сколько человек в действительности работают на предприятии? Какую долю от общего производства свинца в стране занимает этот комбинат? Есть ли у него конкуренты у нас или за рубежом, особенно на фоне будущего бума ядерной энергетики, обещанного строительства полутора десятков атомных электростанций, которые придется буквально укутывать в свинец? Какова себестоимость производимого металла? По какой цене он продается на бирже? А еще удивляла вот какая вещь: всякий намек на возможность модернизации производства и очистных технологий (к примеру, в Вене в центре города мусороперерабатывающий завод работы великого архитектора и художника Хундертвассера) отметался с возмущением. Закрыть – и точка! Странно.

Вот это я и изложил экологам, когда они поймали меня у выхода из театра.

Они сделали вид, что не поняли меня. Или правда не поняли – не знаю, что хуже. Особенно напрягали все эти несущественные мелочи одного молодого парня. Он слушал меня, дурака, медленно закипал и вдруг выкрикнул, сверкнув очами:

− Так вот вы чего хотите! Вы хотите вернуть империю! Не выйдет!

И рванул по косой через площадь. Чтобы случайно не врезать мне, не сдержавшись, по империалистической морде.

Вы спросите, а чего я стесняюсь и не называю конкретного города, предприятия, а все экивоками? Да просто я, признаюсь, уже разбудил ночным звонком толкового корреспондента, который приедет в этот прекрасный город у поэтической реки не наскоком. Пусть поживет, разберется. Напишет не колонку, где допустима известная приблизительность (коя сойдет за обобщение), а добротную полосу.

Моя же история про призрак Единицына – это ему вместо напутствия. Чтоб не повторял моих давнишних ошибок. А делал свои.

Вам может быть интересно

Марочко: ВС расширили буферную зону в Днепропетровской области
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов