Авторские колонки

14 января 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Школа молодого совка

Те, кто требует закрыть сериал «Школа», не хотят признаться, что их раздражает не содержание и не стилистика фильма, а общая пугающе-правдивая атмосфера пустоты нашей жизни.

С сериалом «Школа» у нас, считай, уже крупный общественный скандал. Кое-что нам все это напоминает. Та же бурная реакция в блогах, с той же полярностью – «на самом деле там все еще хуже» и «сколько можно лить грязь на наших учителей». Протесты со стороны самих учителей; и требования все это немедленно запретить, закрыть и зарыть, и заявления, что это диверсия с Запада.

Германика снимает не «чернуху», а скорее «серуху», серь: тщету жизни как таковую, которая в подростковом возрасте впервые ярко осознается

Остается только дождаться, чтобы режиссер Гай Германика собрала пресс-конференцию и заявила, что у нее есть 300 часов аудиозаписей разговоров учителей с учениками, но она отдаст их только лично премьер-министру России, потому что это секретная информация.

Опять ткнули в нарыв, опять он потек тысячами интерпретаций. Разница тут только в том, что инициатором всего этого дела стал Первый канал, который совершенно сознательно решился на радикальный художественный эксперимент – для того чтобы вернуть интерес молодой аудитории, которая давным-давно забила на телевизор и ушла в Интернет. А вернуть эту аудиторию можно только радикальными средствами – вроде сериала «Школа», но, поскольку главными зрителями Первого являются по-прежнему все те же пенсионеры и домохозяйки, они первыми этот сериал и увидели.

Причем они там увидели не только своих, так сказать, внуков, но и самих себя.

Там, если вы заметили, у главной героини ни папы, ни мамы – она учится дома, живет в квартире с дедушкой и бабушкой. Образ дедушки, заслуженного учителя России, требует особого внимания. Я, кстати, совершенно не понимаю тех, то пишет, что образы в сериале плоские, а сюжет простой: кажется, ничего более глубокого и точного, чем образы пожилых людей в «Школе», у нас на экране в последние годы не было.

Но главное в сериале – вовсе не быковатая манера общения подростков, не то, что они бухают на переменах вместо того, чтобы учиться. Тут главное – общая тягостная атмосфера фильма. Ну так вот режиссер Германика видит мир, такая у нее манера, это было понятно и по прошлым ее работам – у нее необязательно зима в кадре, но обязательно какое-то мерзостное ощущение отчуждения, пустоты, холода собачьего и человечьего: и единственная возможность смотреть это – впасть в некое оцепенение, анабиоз.

Большинство тех, кто сегодня ругает сериал и просит принять меры, не отдают себе отчета в том, что их раздражает не содержание и не стилистика, а эта общая атмосфера пустоты и немоты. Германика снимает не «чернуху», как принято у нас говорить, а скорее «серуху», серь: тщету жизни как таковую, которая в подростковом возрасте впервые ярко осознается. Вдуматься: ведь ничего более страшного в юности нет, когда вдруг понимаешь, что смерть – это для всех, а не только для тех, кто плохо себя вел.

Главное в сериале – вовсе не быковатая манера общения подростков, не то, что они бухают на переменах вместо того, чтобы учиться (фото: 1tv.ru)

Классические для подросткового кино конфликты – например, отцов и детей – в «Школе» сознательно усугубляются. Недаром здесь противопоставлены внуки и деды, условные 16-летние и условные 60-летние: учителя с советским еще опытом, пришедшие в школу еще при Брежневе. Поэтому между учениками и учителями тут не просто разница, а непреодолимая пропасть, пустыня: недаром на реплику ученика «Но я ведь личность» пожилой учитель отвечает: «Ну, положим, личность я в последний раз видел году так в 1980-м». В этой фразе – весь масштаб пропасти. Во мне вовсе нет ненависти к старикам-учителям: просто они сами попали в дикий переплет. Это люди, для которых стройная картина мира разрушилась еще в перестройку – и все последующие поколения школьников для них – как пришельцы: и учителя их в принципе не понимают и не чувствуют, да и за людей не считают – точно так же, как и их самих тоже не считают за людей.

Таким образом, тот самый конфликт поколений в школе, который в 1960-е или 1980-е мог при всех трудностях перевода принести пользу обеим сторонам, – сегодня он ничего, кроме взаимного отчуждения и озлобления, породить не может: там нечем, некому и не с кем делиться. И потому здесь, как это и показано в сериале, конфликт взаимоопустошающий: результатом его и является ситуация моральной дезинтеграции, пустыня безличного, немотивированной жестокости.

Многие учителя, которые остались в школах еще с советских времен потому, что больше им идти было некуда, – по-своему хорошие люди, я не спорю, но они – не просто другие, но совсем другие люди. И они невольно учат нынешних детей тому же и так же, как учили и нас, в 1980-е годы.

В одной только первой серии «Школы» – россыпь восхитительных деталей: вспомните, с какой интонацией секретарь говорит первоклассникам на юбилее заслуженного учителя: «Подошли, вручили, отошли», – и сует каждому в руки по гвоздике: уже в одной этой фразе – вся фальшь и двойная мораль этого мира. А на сцене в этот момент громко звучит песня «Валенки», под которую танцует ученица старших классов. Вот он, весь налицо – весь этот герметичный, застывший, законсервированный совок отношений – причем все это сверху еще густо покрыто новорусской казенщиной, образовавшей вместе с казенщиной советской адский компот, именуемый по привычке школой.

Зато сериал вернул на экраны само понятие конфликтности в художественном произведении – которая у нас чаще всего в сериалах дутая и формальная.

Конфликт в молодежном кино давно поставлен на службу власти: сталинский вариант «борьбы хорошего с еще лучшим» в 1960-е сменился борьбой «с отдельными нехорошими людьми» – но советское кино почти всегда уходило от конфликтов актуальных и неразрешимых: национальных, межполовых, а также социальных, основанных на желании доминирования, самоутверждения за счет унижения, подчинения других. «Ты че от меня хочешь? Ты же совсем меня не знаешь?» – спрашивает в сериале один подросток другого. – «Хочу человека из тебя сделать». О, какая очаровательная реплика, как в ней много знакомого, глубинного, как это по-нашему и как знакомо! Делать из человека что-либо, не спрашивая его самого. Но там есть еще более тонкий конфликт: странная дружба, которая возникает между сыном алкоголика и восточным мальчиком, сыном кухарки-мигрантки. «Ты че, черномазый, я же с тобой единственный из класса как с человеком разговариваю», – это очень скоро прорежется настоящая мотивация дружбы, которая, естественно, закончится дракой.

И сама кухарка, которая подкармливает сына котлетами на перемене, приговаривая: «Ешь, ешь, уважают только сильных», – от этих котлет его позже стошнит на уроке – прямо как будто сошла с картины Владимира Маковского «Свидание»: как это говорится на убогом языке школьных учебников, «свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, передовые русские художники выразили в своих картинах».

Германика и есть в своем роде художник-передвижник – только у нее, в отличие от прежних, нет веры в хорошего человека. Люди у нее в сериале взяты такими, какие они есть: не плохими, не хорошими, а физиологическими – ведь чем младше человек, тем он физиологичнее. Он живет, побуждаемый не разумом, а инстинктом, что к 9–10 классу проявляется наиболее ярко.

Есть те, кто пишет, что сериал этот – отвлекающий маневр, вариант заигрывания с интеллигенцией, игра в правду жизни. Скоро обязательно напишут и другие – глянцевые интеллектуалы с обаятельной ухмылкой нам расскажут, что Германика просто цинично стебет, что она сделала сатиру, пародию на трэш, которую только глупцы признают за правду. Но даже со всеми поправками нельзя все же не увидеть в этом сериале именно правду: не то что правду жизни – кто ее вообще способен выразить, кто возьмет на себя такую смелость сегодня, но правду субъективного мироощущения, которая удивительным образом совпадает с твоей собственной.

Вам может быть интересно

Госдеп назвал цель новых санкций против России
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

Радикалы сожгли флаг России в центре Тбилиси

Российский флаг сожгли сторонники радикальной оппозиции на митинге в Тбилиси у здания парламента в знак протеста против «русского» законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своих соцсетях поздравление с Праздником весны и труда с переделанным советским военным плакатом, на котором вместо Гитлера изображен президент Украины Владимир Зеленский.

США объявили о санкциях против авиакомпании «Победа»

Соединенные Штаты сообщили о введении очередных антироссийских рестрикций, они вводятся против физических лиц и организаций, обновленный список обнародовал американский минфин.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Как начиналось 1 Мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?