Авторские колонки

21 февраля 2008, 20:01

Вадим Пономарев: Зачем Земфире Рената Литвинова?

Рената Литвинова уже снимала для Земфиры* клипы. Отличные клипы. И действительно интересно, какой же фильм-концерт (разрушенный и забытый жанр) она смогла снять для нее. У меня теплилась надежда на неожиданную удачу.

Особенно сейчас, когда мнения слушателей по поводу последнего альбома Земфиры* разделились пополам. Или Земфира самая великая из всех нынешних певиц, или забытый всеми лузер. Такой вот дуализм.

У меня теплилась надежда на возрождение, в конце концов, совершенно незаслуженно забытого жанра.

Каждый когда-то впервые посмотрел фильм The Wall на музыку Pink Floyd. Я увидел его впервые в одном из подпольных видеопрокатов, которые показывали в районе Бауманской страшно редкие рок-видеокассеты. Кассеты были, прямо скажем, неважные. То ли супом залитые, то ли лоснящиеся от чрезмерного количества прикосновений. Но горстка юнцов-неформалов вроде меня благоговейно разглядывала их, не упуская малейшей шероховатости этикетки. Потом эту кассету вставили в солидных размеров видеомагнитофон, и два десятка голов уставились в один несолидных размеров телевизор. А там происходило чудо. Я был совершенно уверен, что Алан Паркер попросту подсмотрел мои собственные фантазии, которые роились в голове при прослушивании The Wall. Только чуточку прибавил яркости и резкости. Конечно, я был по-юношески спесив и возомнил о себе нечто из ряда вон. Зато совсем рядом, на выпуклом кинескопе, ходили марширующие молотки и детей перемалывали в мясорубке на червей…

Земфира и ее музыканты выложились там по полной, и отыграли совершенно чудесные версии известных песен – с доминирующим пиано Шурова и духовыми

Нет-нет, я не хочу сказать, что от Ренаты Литвиновой я ждал того же ошеломляющего впечатления, которое и поныне вызывает фильм Паркера, только теперь для этого нужен огромный плазменный экран и отличная аудиосистема. Но чего-то подобного, право, ожидал.

Скажем, в фильмах Литвиновой «Богиня» и «Небо. Самолет. Девушка» можно было с нечеловеческим киноведческим удовольствием считывать цитаты из хороших фильмов, мизансцены из мхатовских спектаклей и интонации хороших актеров. Да и арт-хаусные решения тех сцен, аналогии для которых в голову не приходили, так или иначе, были репрезентативны для режиссера. Иногда отчаянно хороши, иногда спорны – но всегда ярки.

С фильмом «Зеленый театр в Земфире» получается иначе. Литвинова педантично, на крупных планах, с десяти точек запечатлела концерт в Зеленом театре парка Горького. Для выразительности добавила кадры съемок с закрытой презентации на Винзаводе, которая была намного позже. И эти стандартные концертные съемки перемешала мини-интервью с певицей.

Не лишним будет уточнить, что снимал-то концерт оператор Сергей Мочильский и его ученики из ВГИКА, а вот замысел и монтаж всего этого – дело рук Литвиновой.

Что же получилось?

Получился обычный музыкальный DVD. Такие концертные записи есть буквально у каждого известного артиста.

То есть концерт-то был феноменальный. Земфира и ее музыканты выложились там по полной и отыграли совершенно чудесные версии известных песен – с доминирующим пиано Шурова и духовыми. И еще мало кому известная песня «Мальчик» прозвучала. И так далее, и тому подобное, об этом я писал сразу после концерта.

.

Концерт был хорош. А вот музыкальный фильм про него получился удивительно шаблонным.

С фильмом «Зеленый театр в Земфире» получается иначе. Литвинова педантично, на крупных планах, с десяти точек запечатлела концерт в Зеленом театре парка Горького

Словно Рената Литвинова со стороны наблюдала весь тот период, иронизировала про себя, но снимала. Куда подевалась ее обычная самоирония и гипертекстовость? Вырублено топором: вот концертная сцена, вот интервью, вот концертная сцена, вот интервью…

Литвиновой в кадре нет, но она задает вопросы. Черно-белая светящаяся Земфира ей отвечает. Вопросы Литвиновой иногда слышны, она в этих интервью точь-в-точь играет тех самых журналистов из глянца, вопросы которых так неистово ненавидит Земфира. Но Ренате – отвечает. И отвечает с той искренностью, на которую давно потеряли надежду так нелюбимые Земфирой журналисты. А придворная челядь таких вопросов ей вовсе не задает. Знает свое место.

Рената – задает. Земфира – отвечает.

Про то, что ее мама привыкла в трудных ситуациях ориентироваться на мнение большинства, а она всегда делает ровно наоборот.

Про то, что она иногда недовольна своей публикой, потому что та могла бы быть активнее и любить ее крепче.

Про то, что она не любит, если к ней подходят слишком близко, потому что иногда годами завоевываешь право на каждый сантиметр близости. А тут подходит к тебе человек так сразу. Почему? Зачем? Как так?

Про то, что старение ее не «парит», потому что с годами она становится только лучше.

Про то, что умеет влюбляться только в таланты, а не во внешность.

Самое интересное в этих черно-белых крупных планах, уже отыгранных Литвиновой в фильме про Нонну Мордюкову, – паузы. В паузах можно смотреть, как происходит процесс зарождения мысли. А мысли – вот они, тут же, парадоксальные и такие личные. Все на паузах.

Найти гармонию в связке концерт-интервью с ходу у Литвиновой-режиссера не получилось. Для серьезного интересного разговора слишком мало места, потому и фразы совершенно клиповые, отрывистые, метафоричные. И встык с ними – концертные номера, тоже клиповые. Только иногда режиссер позволяет себе задержаться на одном плане – скажем, на смотрящей в небо и радующейся красивому салюту Земфире.

Все-таки получился шаблонный, короткий, концертный DVD. А хотелось, наверное, совсем другого.

Да, на последних европейских кинофестивалях вдруг появились музыкальные фильмы разной степени успешности. Мартин Скорсезе открыл нынешний Берлинский кинофестиваль документальным фильмом «Да будет свет» про концерт 2006 года Rolling Stones в Нью-Йорке. Благо, он снимал уже подобные концерты Боба Дилана и The Band. В программе Берлинале есть фильмы-концерты Нила Янга и Gorillaz. Так что тренд налицо.

Однако Скорсезе снимал свою картину восемь лет и включил в фильм огромное количество интервью разных лет. Все-таки он снимал историю большого рок-н-ролла, а не очередной концертный DVD, пусть даже и Rolling Stones. Провести аналогию с творением Ренаты Литвиновой, увы, невозможно.

Нет сомнений, что снимать Земфиру надо. Вообще странно, что у нее за все годы не вышло ни одной качественной концертной видеозаписи, только сборник клипов. Это ужасающее недоразумение. И Литвинова закрыла зияющую брешь, за что ей огромное спасибо и от меня лично, и от многочисленных поклонников талантливой певицы.

Но меня мучает вопрос. А не лучше ли было выпустить полноценный концертный DVD? Раз уж сняли весь концерт?

С точки зрения поклонников, не говоря уж об истории, – чистое святотатство выпустить на видео только 13 песен (не считая более поздней песни «Любовь как случайная смерть») из 25-ти прозвучавших!

К тому же, две из них в экранной версии фильма сняты на видео мобильного телефона, то есть качество – худшее из худших.

Так вот, меня мучает этот вопрос. Если у певицы ранее не было качественных концертных съемок и если теперь есть полноценные (пусть даже цифровые, а не на кинопленку) съемки концерта в Зеленом театре – не лучше ли было выпустить полноценный концертный DVD, а интервью вставить приятным и душеспасительным бонусом?

Право же, склоняюсь к тому, что лучше было бы так и сделать.

Музыка в фильме говорит сама за себя. А фильм, каким он получился, вообще ничего не говорит.

Самое ценное в нем – тот полный любви и интриги взгляд, которым смотрит на Ренату, стоящую за камерой, сама Земфира. Больше ни на кого она так не смотрит. Возможно, ради того, чтобы увидеть этот взгляд крупным планом на большом экране кинотеатра, как взгляд Джульетты Мазины в классическом фильме Феллини «Ночи Кабирии», только и стоит идти смотреть «Зеленый театр в Земфире».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?