Авторские колонки

21 февраля 2008, 20:01

Вадим Пономарев: Зачем Земфире Рената Литвинова?

Рената Литвинова уже снимала для Земфиры* клипы. Отличные клипы. И действительно интересно, какой же фильм-концерт (разрушенный и забытый жанр) она смогла снять для нее. У меня теплилась надежда на неожиданную удачу.

Особенно сейчас, когда мнения слушателей по поводу последнего альбома Земфиры* разделились пополам. Или Земфира самая великая из всех нынешних певиц, или забытый всеми лузер. Такой вот дуализм.

У меня теплилась надежда на возрождение, в конце концов, совершенно незаслуженно забытого жанра.

Каждый когда-то впервые посмотрел фильм The Wall на музыку Pink Floyd. Я увидел его впервые в одном из подпольных видеопрокатов, которые показывали в районе Бауманской страшно редкие рок-видеокассеты. Кассеты были, прямо скажем, неважные. То ли супом залитые, то ли лоснящиеся от чрезмерного количества прикосновений. Но горстка юнцов-неформалов вроде меня благоговейно разглядывала их, не упуская малейшей шероховатости этикетки. Потом эту кассету вставили в солидных размеров видеомагнитофон, и два десятка голов уставились в один несолидных размеров телевизор. А там происходило чудо. Я был совершенно уверен, что Алан Паркер попросту подсмотрел мои собственные фантазии, которые роились в голове при прослушивании The Wall. Только чуточку прибавил яркости и резкости. Конечно, я был по-юношески спесив и возомнил о себе нечто из ряда вон. Зато совсем рядом, на выпуклом кинескопе, ходили марширующие молотки и детей перемалывали в мясорубке на червей…

Земфира и ее музыканты выложились там по полной, и отыграли совершенно чудесные версии известных песен – с доминирующим пиано Шурова и духовыми

Нет-нет, я не хочу сказать, что от Ренаты Литвиновой я ждал того же ошеломляющего впечатления, которое и поныне вызывает фильм Паркера, только теперь для этого нужен огромный плазменный экран и отличная аудиосистема. Но чего-то подобного, право, ожидал.

Скажем, в фильмах Литвиновой «Богиня» и «Небо. Самолет. Девушка» можно было с нечеловеческим киноведческим удовольствием считывать цитаты из хороших фильмов, мизансцены из мхатовских спектаклей и интонации хороших актеров. Да и арт-хаусные решения тех сцен, аналогии для которых в голову не приходили, так или иначе, были репрезентативны для режиссера. Иногда отчаянно хороши, иногда спорны – но всегда ярки.

С фильмом «Зеленый театр в Земфире» получается иначе. Литвинова педантично, на крупных планах, с десяти точек запечатлела концерт в Зеленом театре парка Горького. Для выразительности добавила кадры съемок с закрытой презентации на Винзаводе, которая была намного позже. И эти стандартные концертные съемки перемешала мини-интервью с певицей.

Не лишним будет уточнить, что снимал-то концерт оператор Сергей Мочильский и его ученики из ВГИКА, а вот замысел и монтаж всего этого – дело рук Литвиновой.

Что же получилось?

Получился обычный музыкальный DVD. Такие концертные записи есть буквально у каждого известного артиста.

То есть концерт-то был феноменальный. Земфира и ее музыканты выложились там по полной и отыграли совершенно чудесные версии известных песен – с доминирующим пиано Шурова и духовыми. И еще мало кому известная песня «Мальчик» прозвучала. И так далее, и тому подобное, об этом я писал сразу после концерта.

.

Концерт был хорош. А вот музыкальный фильм про него получился удивительно шаблонным.

С фильмом «Зеленый театр в Земфире» получается иначе. Литвинова педантично, на крупных планах, с десяти точек запечатлела концерт в Зеленом театре парка Горького

Словно Рената Литвинова со стороны наблюдала весь тот период, иронизировала про себя, но снимала. Куда подевалась ее обычная самоирония и гипертекстовость? Вырублено топором: вот концертная сцена, вот интервью, вот концертная сцена, вот интервью…

Литвиновой в кадре нет, но она задает вопросы. Черно-белая светящаяся Земфира ей отвечает. Вопросы Литвиновой иногда слышны, она в этих интервью точь-в-точь играет тех самых журналистов из глянца, вопросы которых так неистово ненавидит Земфира. Но Ренате – отвечает. И отвечает с той искренностью, на которую давно потеряли надежду так нелюбимые Земфирой журналисты. А придворная челядь таких вопросов ей вовсе не задает. Знает свое место.

Рената – задает. Земфира – отвечает.

Про то, что ее мама привыкла в трудных ситуациях ориентироваться на мнение большинства, а она всегда делает ровно наоборот.

Про то, что она иногда недовольна своей публикой, потому что та могла бы быть активнее и любить ее крепче.

Про то, что она не любит, если к ней подходят слишком близко, потому что иногда годами завоевываешь право на каждый сантиметр близости. А тут подходит к тебе человек так сразу. Почему? Зачем? Как так?

Про то, что старение ее не «парит», потому что с годами она становится только лучше.

Про то, что умеет влюбляться только в таланты, а не во внешность.

Самое интересное в этих черно-белых крупных планах, уже отыгранных Литвиновой в фильме про Нонну Мордюкову, – паузы. В паузах можно смотреть, как происходит процесс зарождения мысли. А мысли – вот они, тут же, парадоксальные и такие личные. Все на паузах.

Найти гармонию в связке концерт-интервью с ходу у Литвиновой-режиссера не получилось. Для серьезного интересного разговора слишком мало места, потому и фразы совершенно клиповые, отрывистые, метафоричные. И встык с ними – концертные номера, тоже клиповые. Только иногда режиссер позволяет себе задержаться на одном плане – скажем, на смотрящей в небо и радующейся красивому салюту Земфире.

Все-таки получился шаблонный, короткий, концертный DVD. А хотелось, наверное, совсем другого.

Да, на последних европейских кинофестивалях вдруг появились музыкальные фильмы разной степени успешности. Мартин Скорсезе открыл нынешний Берлинский кинофестиваль документальным фильмом «Да будет свет» про концерт 2006 года Rolling Stones в Нью-Йорке. Благо, он снимал уже подобные концерты Боба Дилана и The Band. В программе Берлинале есть фильмы-концерты Нила Янга и Gorillaz. Так что тренд налицо.

Однако Скорсезе снимал свою картину восемь лет и включил в фильм огромное количество интервью разных лет. Все-таки он снимал историю большого рок-н-ролла, а не очередной концертный DVD, пусть даже и Rolling Stones. Провести аналогию с творением Ренаты Литвиновой, увы, невозможно.

Нет сомнений, что снимать Земфиру надо. Вообще странно, что у нее за все годы не вышло ни одной качественной концертной видеозаписи, только сборник клипов. Это ужасающее недоразумение. И Литвинова закрыла зияющую брешь, за что ей огромное спасибо и от меня лично, и от многочисленных поклонников талантливой певицы.

Но меня мучает вопрос. А не лучше ли было выпустить полноценный концертный DVD? Раз уж сняли весь концерт?

С точки зрения поклонников, не говоря уж об истории, – чистое святотатство выпустить на видео только 13 песен (не считая более поздней песни «Любовь как случайная смерть») из 25-ти прозвучавших!

К тому же, две из них в экранной версии фильма сняты на видео мобильного телефона, то есть качество – худшее из худших.

Так вот, меня мучает этот вопрос. Если у певицы ранее не было качественных концертных съемок и если теперь есть полноценные (пусть даже цифровые, а не на кинопленку) съемки концерта в Зеленом театре – не лучше ли было выпустить полноценный концертный DVD, а интервью вставить приятным и душеспасительным бонусом?

Право же, склоняюсь к тому, что лучше было бы так и сделать.

Музыка в фильме говорит сама за себя. А фильм, каким он получился, вообще ничего не говорит.

Самое ценное в нем – тот полный любви и интриги взгляд, которым смотрит на Ренату, стоящую за камерой, сама Земфира. Больше ни на кого она так не смотрит. Возможно, ради того, чтобы увидеть этот взгляд крупным планом на большом экране кинотеатра, как взгляд Джульетты Мазины в классическом фильме Феллини «Ночи Кабирии», только и стоит идти смотреть «Зеленый театр в Земфире».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Украинку в ДНР
Темы дня

Словакия ожесточенно бьется за возврат российского газа

Уже третий день словацкая делегация обсуждает в Москве насущную проблему – остановку транзита газа через Украину. Словакия очень хочет вернуть себе право получать выгодные энергоресурсы. Она даже пыталась обсудить этот вопрос с Владимиром Зеленским, но наткнулась на стену сарказма. О чем Словакия может договориться с Россией и как Братислава может надавить на Киев?

Зачем Трампу нужны срочные переговоры с Путиным

«Сразу после инаугурации Трампа состоится телефонный разговор между лидерами. Начнется дипломатическое взаимодействие на рабочем уровне». Такими словами эксперты комментируют звучащие из Вашингтона заявления о возможных переговорах между руководителями России и США. Действительно ли личная встреча президентов двух стран возможна в текущих условиях?

В Госдуме объяснили повышенное внимание Запада к обрывам кабелей на Балтике

Победительница Кубка мира по самбо Ольга Баранова погибла в 33 года

Воюет даже Конституция. Обновленный основной закон помогает России побеждать в СВО

Новости

Захарова: Байден в заключительной речи сказал, как США сделали хуже миру

Официальный представитель МИД Мария Захарова прокомментировала финальную речь действующего президента США Джо Байдена, в которой он признал вред, нанесенный США другим странам.

Попытки подкупить ВС России под Горловкой связали с провалом ВСУ на фронте

Советник главы ДНР Игорь Кимаковский прокомментировал попытки украинских спецслужб подкупить российских военных под Горловкой, назвав это признаком агонии из-за провала украинских войск на фронте.

Лукьянов объяснил решение отстраненного от власти президента Южной Кореи явиться на допрос

У Юн Сок Еля, обвиняемого в мятеже, было два варианта: отсиживаться в резиденции или все же отправиться на допрос. Не исключено, что между его партией и оппозицией могли идти закулисные переговоры, их результатом и стало решение отстраненного от власти президента добровольно пойти на допрос, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Федор Лукьянов. Ранее стало известно об аресте Юн Сок Еля.

Экс-премьеру Грузии сломали нос в Батуми

Бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария, ныне – один из лидеров оппозиции, избит в Батуми в отеле «Шератон», ему сломали нос, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Бросившего в сугроб ребенка блогера Косенко заочно арестовали

Басманный суд Москвы заочно арестовал блогера Сергея Косенко, обвиняемого в насильственных действиях против своего малолетнего ребенка, сообщили в пресс-службе инстанции.

Зеленский заявил о массированных ударах по энергетике Украины

Владимир Зеленский объявил о массированных ударах по энергетической инфраструктуре Украины, включая объекты газовой отрасли.

Тимошенко заявила, что Украина превращается в страну без будущего

Глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко выразила обеспокоенность тем, что Украина теряет будущее из-за экономической стагнации, деиндустриализации и массовой миграции населения, пишет портал «Инсайдер UA».

Bloomberg раскрыло возможное содержание 16-го пакета санкций ЕС против России

В рамках нового, 16-го, пакета санкций меры ЕС против России могут затронуть десятки судов, перевозящих нефть, привести к отключению новых банков от SWIFT; также обсуждается возможность постепенного отказа от российского СПГ и запрет на импорт алюминия, сообщает Bloomberg.

Киркоров оспорил решение суда о выплате 90 тыс. рублей Успенской за «попрошайку»

Певец Филипп Киркоров обжаловал решение Таганского суда о выплате компенсации морального вреда певице Любови Успенской в размере 90 тыс. рублей.

ФСБ обнародовала запись попытки подкупа ГУР российских военных у Горловки

ФСБ России обнародовала аудиозапись, где представитель ГУР МО Украины пытался подкупить российских военных за 1 млн долларов для отступления в Горловке.

Рогов сообщил о переходе Дзержинска под контроль ВС России

Российские войска взяли под контроль Дзержинск в ДНР, начата зачистка прилегающих территорий, включая район шахты, где остаются небольшие группы противника.

ВСУ направили на штурм в Курской области элитные отряды и ССО

Командование ВСУ задействовало элитные подразделения, включая силы специальных операций (ССО), для штурмов в Курской области, сообщили в силовых структурах России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Джозеф Байден спалил остатки американского лидерства

Байден упустил уникальную возможность договориться с Москвой и мирно решить все противоречия. Если бы в конце 2021 года он принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, ему бы не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

Виталий Трофимов-Трофимов: Зачем Трампу Арктика

Главная ценность Гренландии – это национальный сектор контроля над Арктикой. И попытки новой вашингтонской администрации не подкупом, так завоеванием получить Гренландию – это подготовка к борьбе за арктические шельфы, проливы и ресурсы.

Андрей Шалунов: Как сделать потребление разумным и достаточным

Отказ от производства товаров с коротким сроком эксплуатации является ключом к сокращению объемов мусора на свалках и снижению трат граждан на покупку товаров.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»