Эти люди несут в массы простую идею, позаимствованную у великого писателя Джорджа Оруэлла: «Среди равных всегда есть те, кто равнее».
Эпоха тоталитаризма для нашей страны уже история, а произведение Оруэлла «Скотный двор» представляет интерес только для специалистов. Однако генетическая склонность к рабству и барству ярко отразилась в современной ВИП-культуре.
Первоначальное значение аббревиатуры знают лишь дипломатические работники, большинство же три заветные буквы толкует расширительно. Обобщенно, это внешняя атрибутика значимости и влиятельности, которая редко имеет под собой достаточное основание.
В столице с небывалым размахом развернулся постиндустриальный бизнес по продаже эфемерного статуса
Успех любого предприятия зависит от того, сумели ли владельцы завернуть свое детище в нужную ВИП-обложку. В Нижнем Новгороде водка с милым русскому сердцу названием «Маруся» вряд ли представляла бы для потребителей хоть какой-то интерес, если бы винно-водочная компания не провела хитроумную пиар-акцию.
Со страниц глянцевых журналов читателям предлагалось воспользоваться «новой уникальной ВИП-услугой по доставке водки «Маруся» на «Хаммере» с московскими номерами». ВИП-нижегородцы в своем желании выделяться на фоне граждан решаются на невиданные ухищрения: в фитнес-клубах оборудованы специальные ВИП-парковки и ВИП-раздевалки; доступные танцевальные клубы были закрыты за ненадобностью, теперь на выбор только два ВИП-клуба, за проход в которые нужно заплатить, но при этом пройти и жесткий фейсконтроль.
В Москве ВИП-культура перешла на новый концептуальный уровень. В столице с небывалым размахом развернулся постиндустриальный бизнес по продаже эфемерного статуса «ВИП», который намного менее осязаем, чем кресло в палате лордов.
Единственное материальное подтверждение членства в закрытом клубе избранных – черная карта с белой надписью «Quintessentially» и секретным номером телефона консьержа. Цена карточки сходная, продажи обеспечиваются за счет эффективного сетевого маркетинга, осуществляемого в лучших ресторанах через агентов, один из которых весьма приближен к главной светской львице страны.
Хотя суть обеспечиваемых черным пластиком привилегий туманна, владельцы чувствуют себя безумно счастливыми, так как аналогичной услугой справки «Билайн» пользуются кому ни попадя, а тут все на высшем ВИП-уровне.
Возможно, капитанами российского бизнеса вскоре будут не надоевшие всем нефтяные магнаты, а продавцы различного рода воздуха, которых будут называть олигархами-лайт не из-за размера кошелька, а из-за невесомости бизнеса.
ВИП-культура вытесняет многие общечеловеческие ценности, среди которых образование, профессиональные достижения, таланты и, наконец, просто личность. Человек сам по себе перестает что-либо значить, его оценивают через определенные вещи.
Мы привыкли понимать под словом «тирания» тоталитарную политическую власть, препятствующую свободному развитию личности, однако и определенная культура может иметь те же признаки. Прогресс замедлится, если общество будет поклоняться только атрибутике.