Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВоенные и дипломаты начали изменять Мадуро
Военный атташе в посольстве Венесуэлы в Вашингтоне объявил, что «разрывает отношения» с Николасом Мадуро и признает законным президентом лидера взбунтовавшихся оппозиционеров Хуана Гуайдо. Станет ли этот человек, изменивший присяге, первой ласточкой? Может ли Мадуро рассчитывать на армию, которая в свое время спасла Уго Чавеса?
Министерство обороны Венесуэлы назвало государственным изменником военного атташе в США Хосе Луиса Сильву. Накануне офицер-дипломат переметнулся на сторону оппозиции, добивающейся свержения президента Николаса Мадуро. Сильва заявил о «разрыве отношений» с Мадуро и о признании власти Хуана Гуайдо – оппозиционера, провозгласившего себя временным президентом страны.
Перед тем, как перейти на сторону «сил демократии», полковник Сильва получил предписание вернуться на родину. Напомним, что Мадуро в одностороннем порядке де-факто разорвал отношения с Вашингтоном, потребовал закрыть посольство США в Каракасе (как центр проамериканского мятежа) и, соответственно, отозвал своих диппредставителей из Штатов.
Заявление минобороны Венесуэлы по поводу измены Сильвы было по-латиноамерикански ярким: «Подчиниться международным интересам – это акт измены и трусости по отношению к родине, унаследованной от нашего освободителя Симона Боливара. Таким образом мы отвергаем заявления полковника Хосе Луиса Сильвы». Показательно упоминание «международных интересов».
Накануне Совбез ООН проголосовал в поддержку обсуждения ситуации в Венесуэле по повестке, предложенной Вашингтоном. Американское предложение поддержали девять из 15 стран–участниц Совбеза. Против выступили Россия, Китай, ЮАР и Экваториальная Гвинея.
Как известно, Дональд Трамп признал оппозиционера Гуайдо легитимным главой Венесуэлы, а распущенный президентом Мадуро парламент (Национальную ассамблею) – единственным законным органом. Теперь США ожидают, что их примеру последует весь остальной мир. Но в поддержку Мадуро высказались Россия, Боливия, Иран, Куба, Никарагуа, Сальвадор и Турция. Белоруссия и Китай призвали решить все противоречия мирным путем и выступили против вмешательства извне.
Понятно, что самопровозглашенный президент Гуайдо приветствовал решение полковника Сильвы. «Мы приветствуем его и всех, кто честно хотел бы соблюдать конституцию и волю венесуэльского народа», – написал лидер оппозиции в Twitter.
«Вполне возможно, что решение Сильвы – первая ласточка. В зоне риска находятся дипломаты в тех странах, которые объявили о признании Гуайдо президентом», – сказал газете ВЗГЛЯД профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец.
Напомним, что такое решение о признании уже сделали страны «группы Лимы» за исключением Мексики (Чили, Аргентина, Бразилия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Панама, Парагвай и Перу), а также Албания, Грузия, США, Швейцария и Организация американских государств.
В конце прошлой недели власти четырех стран Евросоюза – Испании, Франции, Германии и Великобритании – заявили, что примут такое решение, если президент республики Мадуро не объявит о проведении выборов в течение восьми дней. Власти Каракаса сразу же отвергли ультиматум европейцев. «Европа вновь совершает ошибку по отношению к Венесуэле. Они игнорируют нашу историю, несмотря на нашу 200-летнюю свободу... Никто не смеет ставить нам ультиматумы», – заявил Мадуро в воскресенье в интервью турецкому телеканалу CNN Turk. Показательно, что именно турецкому. Реджеп Тайип Эрдоган, сам переживший путч, пожалуй, один из тех мировых лидеров, кто активнее всего поддерживают венесуэльского коллегу.
С другой стороны, вопрос о признании Гуайдо со сторон ЕС (по крайней мере, упомянутых четырех ведущих стран Евросоюза) можно считать решенным – учитывая то, что под ультиматумом подписались президент Франции Эммануэль Макрон и премьер Испании Педро Санчес.
Переход дипломатов на сторону самопровозглашенного президента особенно вероятен в тех случаях, когда они работают в странах, с которыми Каракас решит разорвать дипотношения, отмечает Хейфец. С Соединенными Штатами это уже произошло. «Сильва, может быть, и не сделал бы такое заявление, если бы его не отзывали на родину», – указал эксперт.
«Думаю, что будут еще случаи перехода дипломатов на сторону Гуайдо, – прогнозирует Хейфец. – Безусловно, это признак отсутствия единства и консолидации, признак продолжающейся эрозии власти». При этом прогнозировать падение нынешнего режима и тем более указывать дату такого падения, было бы некорректным, подчеркивает эксперт.
Президента поддерживает определенный сегмент общества (в частности, в ближайшие дни в столице должен пройти очередной массовый «антимайдан» в поддержку легитимной власти) и главное – ему верна армия. Но прозвенел тревожный звоночек – о поддержке оппозиции заявил не просто сотрудник посольства в США, а военный атташе, офицер, приносивший присягу своему главнокомандующему. Более того, в интервью выходящей во Флориде газете «Нуэво геральд» Сильва призвал других военнослужащих последовать его примеру.
Ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян сказал газете ВЗГЛЯД:
«Верхушка армии поддерживает Мадуро, но в среднем звене уже начались брожения».
Такой вывод можно было сделать еще до заявления военного атташе, отмечает эксперт. «На днях группа молодых офицеров предприняла попытку военного мятежа», – напомнил Дабагян. Речь идет о национальных гвардейцах из гарнизона Каракаса, которые утром 21 января захватили оружие со складов – под угрозой расправы мятежники взяли в заложники четверых военных, затем покинули расположение части и присоединились к митингующим оппозиционерам. По всей видимости, один из бунтовщиков «засветился» в видеоролике, снятом на одном из блокпостов в Каракасе.
По сообщению армейской пресс-службы, сотрудники Сил спецназначения применили против мятежников слезоточивый газ и «конституционный порядок был восстановлен». Нацгвардейцы – зачинщики мятежа – переданы в руки трибунала, подчеркивают в армейском руководстве. Бунтуют не только «младшие чины».
Через два дня после выступления нацгвардейцев в Каракасе, в соцсетях было опубликовано видеообращение дивизионного генерала Хесуса Альберто Милано Мендосы. Он призвал армию присоединиться к «мирному протесту» против власти Мадуро, которую генерал назвал прокоммунистической диктатурой. Заметим, что о каком-либо наказании мятежного генерала Мендосы ничего не сообщается.
К слову, однофамилец этого венесуэльского военного, чилийский генерал Мендоса был одним из сподвижников Пиночета, когда тот в 1973 году свергал «марксистский режим» Сальвадора Альенде. В странах Латинской Америки – что во времена Боливара, что в 70-е годы прошлого века, что сейчас – армия является ключевым игроком. Напомним, что отец-основатель Боливарианской Республики Уго Чавес начал свою политическую карьеру с неудачной попытки военного переворота в 1992 году против правого президента Переса.
- Россия может извлечь выгоду из нестабильности в Венесуэле
- Венесуэльский майдан продемонстрировал наступление новой эпохи
- Мадуро нацелился на центр проамериканского мятежа
В 2002 году уже президент Чавес был едва не свергнут правой оппозицией при поддержке деловых кругов и – что важно – части армии (тогдашний главком вооруженных сил Лукас Ринкон объявил, что Чавес якобы готов уйти в отставку). Тогда, во время путча 2002 года, был и свой самопровозглашенный президент – ставленник крупного бизнеса Педро Кармона. И так же, как и Гуайдо, он скрывался в посольстве Колумбии, а после провала путча эмигрировал в эту страну. Неудачная революция 17-летней давности выглядела внушительнее – путчистам даже на какой-то момент удалось арестовать Уго Чавеса. Но большинство офицеров осталось верной своему товарищу по оружию. Чавес, напомним, был полковником десантных войск, в то время как Мадуро – человек сугубо штатский. Да и объективные условия относительно стабильного 2002 года и нынешнего «долгого коллапса» совершенно разные, и команданте Чавес, творец «социализма XXI века», обладал куда большей поддержкой, чем его преемник.
Но как бы то ни было пока у Мадуро сохраняется возможность опоры на генералитет. «Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес в свое время заявил: «Армия до последнего патрона будет сражаться за Мадуро», – напомнил Дабагян. – Но это не говорит о том, что вся армия поступит именно так. Просто министр Падрино Лопес – человек, очень преданный президенту, и он будет его защищать. Но то, что брожения в вооруженных силах идут – это очевидно. И от армии будет зависеть итоговый расклад сил; если военные перейдут на сторону оппозиции – это станет концом Мадуро».