Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
4 мая 2017, 11:10 • В мире

«Франция будет управляться женщиной – если не мной, то Меркель»

«Франция будет управляться женщиной – если не мной, то Меркель»
@ Eric Feferberg/AP/ТАСС

Tекст: Дарья Платонова

Франции нужен диалог и с Россией, и с США, при этом страна должна обрести независимость от США и Германии – таким был один из тезисов Марин Ле Пен в ходе важнейших и весьма агрессивных дебатов с Эммануэлем Макроном. И хотя Ле Пен обогнала Макрона в соцсетях, но уступила ему по опросам. Что накануне второго тура выборов «кандидат от народа» может противопоставить «кандидату от дикой глобализации»?

3 мая в 21.00 по парижскому времени на площадке телеканала TF1 и France 2 начались дебаты кандидатов в президенты Франции, прошедших во второй тур – Марин Ле Пен и Эммануэля Макрона (в первом туре, прошедшем 23 апреля, Эммануэль Макрон получил 24,01%, Марин Ле Пен – 21,30%). Дебаты длились более двух с половиной часов. Кандидаты представили свои проекты реформирования Франции (экономика, социальная политика), описали свое видение внешней политики Франции (борьба с терроризмом, отношения с ЕС, Россией и США).

Господин Макрон – кандидат дикой глобализации, войны всех против всех

Тон этих дебатов был крайне агрессивным. Ле Пен регулярно обвиняла Макрона в том, что он не только продолжатель и наследник леволиберального политического курса социалистического правительства, но и сам актор этой губительной для Франции политики (с 2014–2016 гг. Макрон занимал пост министра экономики, промышленности и цифровых дел Франции). Кажется, что основной целью Ле Пен на этих дебатах было показать «истинное лицо» Макрона, разоблачить его как ставленника глобалистских элит и врага французского народа, культуры, цивилизации. Себя же Ле Пен противопоставляла этой «системе». Она регулярно напоминала зрителям то, что является кандидатом от народа, кандидатом от настоящей Франции, кандидатом, выступающим против «однополярной» идеологии современности.

Макрон – глава движения En Marche («Вперед!») – на протяжении всех дебатов опровергал свою преемственность леволиберальному правительству Олланда и подчеркивал, что является «новым» политиком с «новой программой» (он называет себя «ни левым, ни правым», но в основном его программа представляет собой смешение правой экономики с левой политикой). Главная цель Макрона, по его словам, «объединение» и «примирение» разделенной Франции. Он довольно ловко парировал обвинения Ле Пен, казалось, что на каждое из них у него были заранее заготовлены ответы. Лейтмотивом его ответных атак были обвинения Ле Пен в национализме, протекционизме и изоляционизме. «Вы хотите выйти из истории», – обвинил Макрон Ле Пен. Не единожды Макрон характеризовал Ле Пен как «ультраправого политика», чья партия представляет собой «партию ненависти».

Роль ведущих, модераторов беседы в этих дебатах была сведена к минимуму: их попросту не было слышно за спором двух кандидатов. И Ле Пен, и Макрон постоянно перебивали друг друга, беседа перетекала в личные обвинения, кандидаты реагировали на оппонента оживленно, не скрывая неприязни: Ле Пен во время выступлений Макрона не сдерживала смех и ухмылки, Макрон был явно неспокоен, крайне возбужден и несколько раз повышал голос. Кандидаты были «на грани», казалось, что еще минута и подерутся. Это было реальное столкновение двух абсолютно противоположных, разных Франций. Никто не ожидал такой агрессии в интонациях как со стороны Ле Пен, так и со стороны Макрона. В этих дебатах было что-то отчаянное: Ле Пен пыталась сорвать маску с Макрона, обнажить его истинное лицо, он же пытался остаться в своем, созданном либеральной медиасферой образе «нового» кандидата, который якобы сможет объединить народ.

«Кандидат глобализации» против «кандидата народа»

Дебаты начались с того, что претендентам на президентский пост была предоставлена возможность кратко описать свой проект и свои политические цели. Ле Пен с самого начала построила свое выступление на отрицании проекта Макрона: «Господин Макрон – кандидат дикой глобализации, войны всех против всех. Все это контролируется господином Олландом... Я же, напротив, являюсь кандидатом народа, кандидатом той Франции, которую мы любим. Французы уже смогли узреть истинную природу господина Макрона, его доброжелательность сменилась злословием, улыбка – ухмылкой, машина социалистической партии взяла все в свои руки. (...) Всплыл холод банкира, который вы (Макрон – прим. ред.) никогда не скрывали».

Макрона Ле Пен охарактеризовала как марионетку глобализма и «любимчика системы и элит». Проект же Ле Пен есть альтернативный проект, защищающий культуру, цивилизацию, нацию и национальные границы от внешних угроз.

Макрон на вступительное слово Ле Пен отреагировал резко и заявил, что Марин Ле Пен – «подлинная наследница французских ультраправых» и семьи Ле Пен, носительница «духа поражения»: негативное отношение Ле Пен к глобализации и евроскептицизм есть не что иное, по его мнению, как пораженческое настроение и боязнь «нового». Сам же глава движения «Вперед!» считает, что представляет собой кандидата «изменений» (кстати, помните предвыборный лозунг Олланда в 2012 году? Le changement, c'est maitenant – «Изменения сейчас»).

Экономическая политика: левая программа Ле Пен против капитализма Макрона

После краткой самопрезентации кандидатов модераторы беседы задали вопрос о том, как они планируют бороться с безработицей (на сегодняшний день во Франции около 10% граждан – безработные, Франсуа Олланд, пришедший к власти с лозунгами о необходимости бороться с безработицей, в итоге ситуацию только усугубил). Макрон заявил, что Франция – единственная страна в Европе, которая не может снизить уровень безработицы: «Необходимо дать нашим малым и средним предприятиям возможность создавать рабочие места, быть более гибкими, адаптироваться к экономическим циклам».

Ле Пен заметила, что именно Макрон виновен в том, что уровень безработицы в стране вырос (он в 2014–2016 гг. занимал пост министра экономики, именно в этот период безработица стремительно растет, а в 2016 году он поддерживает закон Эль-Хомри, реформу трудового законодательства, согласно которой упрощается процедура увольнения сотрудников и увеличение продолжительности рабочего дня):

Ле Пен заявила, что в случае победы 7 мая уже в сентябре она проведет референдум о выходе Франции из ЕС

«Почему же вы не дали Олланду один из ваших рецептов (по борьбе с безработицей – прим. ВЗГЛЯД)?» Марин Ле Пен отметила, что политическая философия Макрона стоится вокруг подчинения Франции требованиям и нормам ЕС, которые уничтожают экономику Франции: «Фермеры не видели, чтобы вы их поддерживали, представители промышленности также, за исключением того, что вы продали их иностранным владельцам. У вас нет национального духа, вы не думаете об интересах нации. Вы защищаете частные интересы».

Далее Ле Пен припомнила Макрону факт продажи крупной французской машиностроительной компании Alstom американцам, а также продажи корпорации SFR «другу» Макрона французскому миллиардеру Партику Драи (на самом деле продажа была еще когда Макрон не был министром экономики, однако, по некоторым данным, он лоббировал эту сделку через свои политические связи).

Макрон быстро перевел тему и обвинил Ле Пен в отсутствии позитивной программы.

Программа Ле Пен, что интересно, на сегодняшний день в экономическом блоке основана на левых ценностях: снижение пенсионного возраста (с 62 до 60 лет), национализация (в той или иной степени) экономики, снижение цен на электричество и газ на 5%, она выступает за облегчение кредитования малого бизнеса путем снижения процента по займам.

Экономическая программа Макрона в свою очередь представляет собой либерализм (одно из основных положений его программы – снижение налога на прибыль с 33,3% до 25%). Ле Пен охарактеризовала Макрона как кандидата, который видит мир таким, словно в нем все продается и все покупается: «в вашем обществе – все на продажу и покупку. (...) Вы не видите человеческих отношений». Макрон заявил, что экономический проект Ле Пен нереализуем и ее идея по снижению пенсионного возраста может быть воплощена в жизнь лишь путем повышения налогов.

Франция, которую вы защищаете, – это не Франция. Это крытый рынок

В этой части дебатов формально Макрон выглядел довольно убедительно за счет употребления множества экономических терминов (сыграл опыт пребывания на посту министра экономики Франции), Ле Пен при этом точно смогла определить слабые места Макрона и его проколы на посту министра.

Борьба с терроризмом 

Не обошли стороной кандидаты и борьбу с терроризмом. Ле Пен напомнила, что ее основная программа по борьбе с терроризмом заключается в восстановлении национальных границ, высылке фигурантов списков спецслужб les fichés S (список лиц, подозреваемых в связях с исламскими радикалами, «потенциальные террористы», люди, представляющие так или иначе угрозу государственной безопасности), закрытии салафитских мечетей.

Ле Пен отметила, что у Макрона отсутствует программа по борьбе с терроризмом, а сам он связан с исламскими радикалами (так, Союз исламских организаций Франции (UOIF) призвал мусульман Франции голосовать за Макрона – в союз входят более 250 мусульманских ассоциаций, среди которых есть и радикальные исламистские группировки). Макрон связь с этой организацией опроверг. Далее он заявил, что закрытие границ не является необходимым и что для обеспечения безопасности во Франции нужно более плотное взаимодействие с ЕС. Именно в коллаборации с ЕС можно положить конец терроризму во Франции, да и в Европе.

#{interviewpolit}Макрон также предложил создать специальное антитеррористическое формирование при президенте, которое бы координировало разведслужбы. Интересно, что это формирование существует еще с 2008 года (оно определяет стратегические направления и приоритеты и связано с Национальным советом по разведке (Le conseil national du renseignement (CNR).   

Отношения Франции и ЕС: «Фрекзит» или усиление евроинтеграции?

Диаметрально противоположными оказались и оценки кандидатами членства Франции в ЕС. Марин Ле Пен отметила необходимость выхода Франции из-под диктата ЕС и восстановления суверенитета. В духе классического реализма в международных отношениях Ле Пен выступила за проведение политики экономического патриотизма (умного протекционизма) и за выход из зоны евро. Евро, по мнению Ле Пен, является «валютой не народа, но банкиров». Она заявила, что в случае победы 7 мая уже в сентябре она проведет референдум о выходе Франции из ЕС. Одновременно с этим Ле Пен заявила о необходимости создания альтернативной Европы: «Европы наций».

Глава движения En Marche с программой Ле Пен категорически не согласился и назвал ее проект опасным протекционизмом, изоляционизмом и национализмом. Сторонник евроинтеграции заявил, что «Франция не является закрытой страной, она есть мир и Европа». По его мнению, необходимо сохранять ЕС и укреплять евро.

Ле Пен остроумно заметила, что после 7 мая «Франция в любом случае (при любом исходе выборов президента Франции – прим. ред.) будет управляться женщиной. Если это буду не я, то это будет Меркель».

Россия и США: логика внешнеполитического курса Ле Пен и Макрона

Макрон отметил, что он – сторонник «сильной Франции», приоритет которой – борьба с исламистским терроризмом. Для успехов в этой борьбе необходимо усиление сотрудничества с США. С Россией же нужно вести диалог, так как Россия участвует так или иначе в борьбе с терроризмом, однако Макрон заявил, что «не будет подчиняться диктату Путина». С Россией, по его заявлению, у Франции разные ценности.

Ле Пен отметила, что необходимо поддерживать диалог с основными игроками многополярного мира – и с Россией, и с США, при этом Франция должна обрести независимость, выйти из-под диктата Германии и США.

«Франция капитала» против Народной Франции

В завершение дебатов кандидатам было выделено несколько минут для заключительного слова.

«Франция, которую вы защищаете, – это не Франция. Это крытый рынок. Это война всех против всех. Ваше виденье Франции расходится с моим. <...> Я считаю, что Франция – страна с культурой, надеждой, народом. Франция погружена в хаос вашими политическими друзьями, теми, кто вас поддерживает в этой кампании», – заявила Ле Пен.

Макрон возразил Ле Пен, обвинив ее в фальсификации и обмане: «Франция, которую я хочу, не будет разделенной. Я буду проводить политику примирения для того, чтобы выиграть борьбу против терроризма, безработицы и неграмотности».

Через 30 минут после окончания дебатов телеканал BFMTV представил данные центра Elabe: 63% зрителей (всего было опрошено 1314 зрителей) посчитали, что Макрон был более убедительным, чем Ле Пен. Так ли это? Сложно сказать. На дебатах было представлено два диаметрально противоположных проекта: глобалистский проект Макрона и популистский проект Ле Пен. Это действительно две разных Франции, две разных страны.

В то же время, по статистике Twitter, имя Ле Пен во время дебатов упоминалось пользователями сети на 10% чаще, чем Макрона.

В октябре 2016 года в США практически все опросы показали, что Клинтон была убедительней, чем Трамп, что Клинтон выиграла их. И мы прекрасно знаем, чем это обернулось. Будем ждать результатов второго тура президентских выборов во Франции... Они станут известны 7 мая, после 21 часа по Москве.

..............