Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариевЭрдоган использует провал мятежа для атаки на своего главного врага
Турция требует от США выдачи проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого подозревают в организации провалившегося военного переворота. Это уже не первая попытка Эрдогана нейтрализовать главного политического соперника, все предыдущие потерпели фиаско. Но согласятся ли Штаты выдать одного из самых влиятельных в мире религиозных мыслителей? И откуда между Эрдганом и Гюленом такая ненависть?
Анкара направила официальный запрос в США с требованием выдать проживающего в Штатах исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого власти считают главным зачинщиком минувших волнений. О том, что именно Гюлен подвиг военных на восстание, уже заявил Реджеп Тайип Эрдоган.
Кроме голословных утверждений о том, что Гюлен является вдохновителем, идеологом и чуть ли не организатором этого переворота, ничего другого мы от турецкой стороны не слышали
Попытка номер четыре
«Мы направили в США четыре пакета документов с требованием экстрадировать главного террориста. Мы предоставим (США) столько доказательств (виновности Фетхуллаха Гюлена), сколько они пожелают», – заявил во вторник премьер-министр Турции Бинали Йылдырырм, выступая перед парламентом. В среду он намерен обсудить этот вопрос детально с госсекретарем США Джоном Керри. До этого турецкий суд уже три раза выдавал ордер на арест Фетхуллаха Гюлена, но все попытки насильственно вернуть его в страну заканчивались провалом. В 2006 году дело против Гюлена было закрыто за отсутствием доказательной базы. В 2013 году прокуратура Турции пыталась добиться розыска Гюлена через Интерпол, но получила отказ.
Накануне о намерении требовать выдачи Гюлена сообщил президент Эрдоган и намекнул, что если США откажут, то это скажется на отношениях стран. «У нас есть двухстороннее соглашение об экстрадиции преступников, так что, если вы требуете чьей-либо экстрадиции, и я являюсь вашим стратегическим партнером, я прислушаюсь. Но если вы не делаете того же самого... что ж, в подобных делах должна быть взаимность», – сообщил президент Турции.
Сам Гюлен уже ответил на обвинения Эрдогана. «Я самым жестким образом осуждаю попытку военного переворота в Турции, – говорится в его официальном сообщении. – Правительство должно меняться не силой, а честными и свободными выборами. Я молюсь за Турцию, турецкий народ и за всех в Турции. Для меня как для человека, которому столько горя доставили все военные перевороты в новейшей истории Турции, оскорбительны любые попытки связать мое имя с попыткой насильственного захвата власти. Я безусловным образом отвергаю подобную клевету».
Фетхуллах Гюлен – представитель так называемого интеллектуального, не политического ислама, входит в список самых влиятельных мыслителей мира. Будучи имамом, Гюлен призывал к межнациональному и межконфессиональному диалогу с «людьми Писания» – христианами и иудеями. Родился Гюлен в 1941 году и успел пережить массу потрясений – в 1971-м он попал в тюрьму, после его преследовали военные. В Пенсильванию он отправился на лечение – уже 20 лет назад его здоровье было подорвано. В Штатах Гюлен принял решение не возвращаться на родину. Он не общается с прессой. Исключением стало интервью для Би-би-си в 2014 году. Общавшийся с ним корреспондент описал его как физически слабого, уставшего и больного. «Иногда он слабо улыбался, но чаще всего после ответа он прикрывал глаза, и на его лице было выражение не спокойствия, а боли», – написал корреспондент после встречи и выразил уверенность, что Гюлен пытается избежать конфликтов с Эрдоганом.
Однако последователи Гюлена стали главными врагами Эрдогана, хотя сам он в свое время получил хороший политический вес при их поддержке. Гюлена и Эрдогана объединяли религиозные взгляды – оба выступали за возвращение ислама как важного общественного фактора, что противоречило светским принципам построения государства, заведенным при Ататюрке. Однако после отъезда Гюлена в США в 1999 году их отношения охладели. В 2000-м в Турции уже начался заочный суд над бывшим проповедником, причем, по некоторым данным, в этом же году Эрдоган навещал Гюлена в Пенсильвании. Однако позже бывшие союзники обменивались недружественными фразами: Эрдоган называл Гюлена террористом, а Гюлен в ответ предлагал тому отправиться в ад.
Параллельное государство
- Заговор против Эрдогана связали с уничтожением российского Су-24
- Следующим испытанием Эрдогана станет экономический кризис
- Запад настороженно воспринял победу над турецкими путчистами
- Мятеж перекинулся с Турции на Армению
- США могут стоять за переворотом в Турции
- Теперь Турция может стать стратегическим союзником России
- Игорь Димитриев: Как я пересекался с сетями Фетхуллаха Гюлена
- Максим Войтенко: Был ли мятеж в Турции инспирирован Эрдоганом?
- Германии придется смириться с турецкой пощечиной
- Кадыров потребовал от Эрдогана выдачи десятка террористов
- Турецкая база Инджирлик не нужна России даже даром
- Обама и Эрдоган обсудили статус проповедника Гюлена
- В деле о взрыве в Стамбуле обнаружился грузинский след
В настоящий момент в Турции идет активная работа по устранению структур, каким-либо образом связанных с Фетхуллахом Гюленом. Работа будет не из легких, ведь движение «Хизмет», в которое входят гюленисты, имеет огромное влияние в стране и за ее пределами. В Турции члены движения находятся на всех уровнях культурных, образовательных, военных и политических структур. В 2013 году Эрдоган назвал их деятельность «параллельным государством» и фактически приравнял к террористической.
Во вторник Высший совет по радио и телевидению Турции аннулировал лицензии на вещание радио- и телекомпаний, причастных к попытке государственного переворота в республике, сообщил телеканал Sky News Arabia. Телеканал сообщает, что СМИ связаны с Гюленом, однако их названия не приводятся. Списка СМИ, которые поддерживаются движением «Хизмет», нет, как нет и списка состоящих в нем людей – членства как такового в обществе не практикуется. Формально Гюлена даже нельзя назвать лидером «Хизмет».
Однако традиционно главным рупором «Хизмет» считалась газета Zaman, а также английская Today's Zaman. Первая была закрыта в мае нынешнего года, так же как и информагентство Cihan. Zaman часто публиковала расследования о коррупции во власти, тираж в 2011 году дошел до миллиона экземпляров, что сделало газету одним из самых популярных СМИ в стране. Оба СМИ принадлежали группе компаний Feza Yayin Grubu.
Чуть раньше были закрыты частные телеканалы Kanalturk и Bugun TV, газеты Bugun Gazetesi и Millet Gazetesi, а также радиостанция Kanalturk Radyo, входившие в холдинг Koza-Ipek. В своем официальном заявлении попечители холдинга объяснили закрытие медиаактивов их убыточностью. Однако этот холдинг, как и газету Zaman и агентство Cihan, власти Турции считают подконтрольными движению «Хизмет».
Основная деятельность «Хизмет» связана с образовательной сферой Турции. При поддержке движения открывалось большое число учебных заведений с очень высоким качеством образования, они действуют в 150 странах мира. Сам Фетхуллах Гюлен основной своей деятельностью называет именно просвещение, что привлекло в ряды его сторонников многих деятелей науки и культуры. Сотрудники этих сфер также не раз попадали в немилость к Эрдогану. Совсем недавно ситуация с арестом турецких ученых, выступивших против притеснения курдов, вызвала международный скандал: в январе 2016 года 1128 турецких и зарубежных ученых из 89 университетов подписались под призывом «прекратить резню и бойню» на юго-востоке страны. Вскоре 21 ученый был объявлен в розыск, 12 задержано.
Чистки в научных рядах продолжаются: по данным на вторник, не менее 15,2 тыс. сотрудников образовательной сферы, в том числе минобразования, временно отстранены с занимаемых должностей за связи с путчистами, сообщает Hurriyet. В том числе отстранены от должности 393 сотрудника министерства по делам семьи и социальной политике. По обвинению в организации попытки переворота в Турции уже задержаны 9332 человека из различных сфер деятельности.
Факты на стороне Гюлена
Главный редактор журнала «Проблемы национальной безопасности» Российского института стратегических исследований (РИСИ), политолог Аждар Куртов указывает на две стороны вопроса выдачи Гюлена: юридическую и политическую.
С юридической точки зрения важно знать содержание документов, отправленных Турцией в США, которые подтверждают конкретную вину Гюлена в противоправных действиях (в Вашингтоне пока сказали, что не получали никаких бумаг из Анкары – прим. ВЗГЛЯД). «Мне кажется, что, кроме голословных утверждений о том, что он является вдохновителем, идеологом и чуть ли не финансистом и организатором этого переворота, ничего другого мы от турецкой стороны не слышали. А юристы – это крючкотворы. Они руководствуются буквой закона и рассматривают под микроскопом эти факты. По всей видимости, этих фактов нет», – сказал Куртов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, с точки зрения турецкого правосудия, отчасти привыкшего в последние годы выносить решения под диктовку властей, фактов, которые они насобирали, достаточно. «Но этого будет недостаточно с точки зрения американской юриспруденции. Гюлен давно живет в США. Эрдоган озвучивал, что у проповедника давние связи с высшим военным руководством Турции. Ну и что? Тут важно доказать преступность намерений, действий, а не наличие связей. Да, он очень популярный человек, но это не образует состава преступления», – отметил Куртов.
Что касается политической стороны дела, то она более проблемная. Как пояснил политолог, государства Запада, несмотря на любовь к постоянным декларациям о законности, на самом деле при решении вопроса об экстрадиции руководствуются в большинстве случаев политическими соображениями собственной выгоды.
«Мы видели это неоднократно на примерах Великобритании, которая не выдавала Березовского, Закаева и других людей, причастных к тяжким преступлениям, что было доказано с точки зрения российского правосудия. Не выдавала по политическим причинам, считая, что они боролись с российским режимом и не могут рассматриваться как уголовные преступники. США отказываются руководствоваться буквой закона в отношении Виктора Бута, летчика Ярошенко... То есть политические мотивы будут главенствовать», – уверен эксперт.
Аждар Куртов констатирует, что между США и Эрдоганом происходит словесная перепалка, турецкий лидер даже пытается шантажировать Вашингтон, «но я склоняюсь к тому, что Гюлена не выдадут, по крайней мере сразу».
«США будут стоять на том, что обвинения в его адрес не являются полностью доказанными, а как «демократическая» страна они не собираются отдавать его на растерзание. Тем более в Турции довольно неудачно одновременно подняли вопрос о возвращении смертной казни. А с точки зрения рафинированной западной демократии и правовой мысли смертная казнь является основанием к невыдаче. Правда, это характерно в большей степени для государств Евросоюза. США тоже могут воспользоваться этой гуманитарной формулировкой и оставить Гюлена у себя», – прогнозирует Аждар Куртов.