Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментария«Медовый месяц» Трампа и Японии может оказаться очень коротким
"Медовый месяц" Трампа и Японии может оказаться очень коротким
Япония и США начали новый раунд двусторонних отношений чрезвычайно позитивно. Однако реальность может оказаться куда мрачнее. Главный объединяющий Вашингтон и Токио фактор – угрозы (в том числе военная) со стороны Китая. Но экономические проблемы Японии могут привести к тому, что она «упадет в объятия» Москвы.
Избранный президент США Дональд Трамп встретился с японским премьер-министром Синдзо Абэ, причем встреча произошла в нью-йоркской резиденции миллиардера – в Башне Трампа. Более того, слова Трампа намекают, что Абэ даже остановился у него дома на ночь.
Перед лицом не иллюзорной угрозы полномасштабного военного конфликта в Юго-Восточной Азии США и Япония являются нуждающимися друг в друге союзниками
Почти одновременно с этим СМИ стало известно, что Штаты намерены в конце года передать японским властям часть территорий на острове Окинава. Еще один весьма показательный шаг, особенно учитывая, что соглашение об этом было заключено еще в 1996 году, но с 2002-го его реализация была заморожена.
Столь резвый и внешне очень позитивный старт нового этапа отношений Японии и США отражает ту запутанную симбиотическую связь, в которой находятся страны. Она тем более усугубляется из-за текущей крайне сложной и потенциально взрывоопасной ситуации в регионе.
Юго-Восточную Азию называют в числе регионов, где существующие разногласия и противоречия между странами с высокой вероятностью могут вылиться в открытый и масштабный военный конфликт. Формально главным яблоком раздора являются спорные территории в Южно-Китайском море, а ключевыми противостоящими друг другу державами – Китай и США.
Проблема в том, что Япония осталась, по сути, единственным надежным союзником и партнером Штатов в регионе. После скандальных антиамериканских шагов Филиппин последних месяцев это стало особенно ясно.
При этом Япония заинтересована в Штатах не менее искренне, нежели те в ней. Китай не скрывает своего желания поквитаться с японцами за события Второй мировой войны. Так что в случае перехода конфликта в горячую фазу Япония едва ли не первой «попадет под раздачу». Япония интенсивно наращивает свои военные силы, но в случае прямого столкновения с Китаем без помощи и поддержки Штатов Токио явно не выстоять.
Так что перед лицом неиллюзорной угрозы полномасштабного военного конфликта в Юго-Восточной Азии США и Япония являются нуждающимися друг в друге союзниками.
- Токио заявил о значимости встречи Путина и Абэ в Перу
- Япония вооружается, готовясь к противостоянию с Китаем
- Парламент Японии ратифицировал соглашение о ТТП
- Япония де-факто выходит из режима антироссийских санкций
Единственным недовольным в данном случае выступает японская общественность, которая устала от урезанного суверенитета страны и от американских военных баз на своей территории. Но для нее подготовлен подарок в виде возвращения Японии части территории на Окинаве, что позволит смягчить имеющееся недовольство, пусть даже на какое-то время.
Другой важнейшей – и куда более сложной – темой является экономика, в том числе судьба Транстихоокеанского торгового партнерства.
Япония является твердой сторонницей данного соглашения. Учитывая, что вот уже много лет японская экономика находится в состоянии стагнации, из которой у нее никак не получается выбраться, видимо, именно в ТТП японские корпорации и правительство видели шанс на изменение ситуации к лучшему. Японский парламент уже ратифицировал соглашение 10 ноября.
Однако буквально с момента победы Трампа на выборах проект Транстихоокеанского партнерства начал рассыпаться.
Сначала стало известно, что нет возможности провести ратификацию соглашения через американский парламент. При этом Трамп неоднократно публично заявлял о своей категорически негативной позиции в отношении ТТП и намерении отказаться от него в случае избрания.
Затем Вьетнам приостановил ратификацию партнерства. А президент Перу предложил заменить ТТП соглашением с Россией и Китаем без США.
По сути, в данном вопросе у США и Японии отныне противоположные позиции, и если ТТП прекращает свое существование, так и не начавшись, то Страна восходящего солнца явно будет пытаться добиться от своего «сюзерена» той или иной помощи в решении экономических проблем.
Причем у Токио есть внушительный козырь для переговоров с новой администрацией, привычный по нынешним временам – российский.
Между Россией и Японией в последнее время идут переговоры по усилению экономического сотрудничества, причем речь идет об очень масштабных проектах. Страна фактически выходит из режима антироссийских санкций. Важнейшей темой для японцев является вхождение в российские проекты по доставке энергоносителей в дальневосточные страны, что крайне актуально для Японии, учитывая острый энергодефицит в стране. Кроме того, Токио заинтересован во встраивании в создающиеся евроазиатские логистические маршруты, в частности рассматривается проект продления Транссибирской магистрали до Хоккайдо.
В результате новому американскому президенту и его администрации придется решать непростую дилемму. Трампу предстоит спасать американскую экономику, в частности реальный сектор. Вряд ли оказание помощи Японии, которая за последние десятилетия сама стала для Штатов дойной коровой (и Трамп рассчитывает, что она таковой и останется, что крайне не радует Токио), входит в его планы.
Однако военной угрозы со стороны Китая и неразрешенного территориального конфликта с Россией может оказаться недостаточно, чтобы удержать вассала в верности и от сотрудничества с Москвой.
Если необходимая Японии поддержка не будет оказана, она действительно может вписаться в евразийские проекты России просто потому, что у нее не останется другого выбора, и стать еще одной «жертвой» мягкой силы Кремля.