Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
2 комментарияТурция нацелилась на создание в Сирии марионеточного государства
Положение ИГИЛ* и других группировок в Сирии проще всего назвать плачевным. Войска Асада демонстрируют героизм и выучку, ВКС и ВМФ РФ провели новую масштабную атаку, свои успехи есть у курдов и у Турции. Но успехи последней могут встать всем дорого: Анкара явно нацелилась на создание в Сирии нового непризнанного квазигосударства.
Во вторник российские ВКС и ВМФ начали новую крупномасштабную операцию против террористических группировок в Сирии. Но, вопреки многим прогнозам, цели для этой операции были выбраны не в восточном Алеппо или в его окрестностях, а в провинциях Идлиб и Хомс. Представители командования подчеркивают, что пауза после подхода группировки Северного флота к берегам Сирии потребовалась именно для разведывания новых целей.
Сопротивление ИГИЛ становится все слабее – террористы вынуждены отправлять войска на бессмысленную для них бойню под Алеппо и на оборону Ракки
Почему удар пришелся именно на Идлиб и Хомс? Правильный ответ – по совокупности причин. После занятия правительственными войсками комплекса зданий школы Хикма во все том же районе Алеппо, где боевики попытались организовать прорыв и за который вот уже три месяца идут ожесточенные бои, повышенной активности в городе не отмечалось. У джихадистов не осталось возможностей для прорыва даже с учетом гуманитарных пауз, в ходе которых они традиционно приходят в себя и отряхиваются. При этом части ИГИЛ* на севере страны втянулись в противостояние с некоторыми частями «умеренных», за которыми отчетливо видна Турция. Сейчас подразделения так называемой Сирийской свободной армии при поддержке турецких войск быстро продвигаются в направлении городка Эль-Баб. Судя по активности турок, Анкара намерена его занять – даже несмотря на то, что это уже не похоже на «антитеррористическую операцию», а сродни полномасштабному вторжению на территорию Сирии. Турки при этом настаивают на том, что они воюют даже не с ИГИЛ, а с Рабочей партией Курдистана, что, по их логике, оправдывает любые проникновения на чужую территорию.
Сейчас «умеренные» контролируют примерно 5% Эль-Баба, но сопротивление ИГИЛ становится все слабее – террористы вынуждены отправлять войска на бессмысленную для них бойню под Алеппо и на оборону Ракки. С восточной стороны на Эль-Баб движутся курды из Сирийских демократических сил. По-арабски «эль-баб» – это «ворота», «дверь», и данный город для узкого пространства предгорий Северной Сирии действительно носит стратегический характер, хотя и уступает в этом смысле Алеппо. Курды воспринимают Эль-Баб как часть своей этнической территории, хотя это несколько расширенное толкование границ Большого Курдистана. Потому они вполне могут втянуться в бои за город даже при угрозе прямого столкновения с турками, а такой конфликт сильно выйдет за рамки внутрисирийского противостояния.
Пропагандистские ресурсы, ориентированные на «умеренную оппозицию» в ее американизированном издании, трактуют события на севере Сирии как «бескомпромиссную борьбу против ИГИЛ», в ходе которой ССА и турецкие войска освободили от террористов большую территорию. Насчет территории – святая правда, но в результате наступления турецкой армии на севере Сирии способна образоваться некая «независимая провинция», на землях которой вполне может быть организовано «альтернативное сирийское правительство» на турецких штыках. Ранее сирийские оппозиционеры всех сортов так и не смогли сформировать единую систему власти на контролируемых ими землях, что сужало их внешнеполитические возможности до минимума. Вряд ли в Эль-Баб, когда он будет захвачен турками, тут же переедут те оппозиционные деятели, которые сейчас пребывают в Лондоне или Катаре – там все-таки не столь комфортно, а эти люди не склонны к самопожертвованию. Но создать номинальное правительство, которое начнет взывать к Анкаре с просьбой о защите, технически возможно.
#{smallinfographicleft=751158}Это – первый шаг на пути к реальному разделу страны. И уже не по религиозному или этническому принципам, а исключительно по политическим мотивам. Понятно, что он может быть поддержан Турцией, но позиция США на этот счет вряд ли будет однозначной. Даже администрация Обамы выступала за сохранение единства Сирии, хотя периодически в прессу утекали некие карты нового передела границ на Ближнем Востоке. В основном эти планы предусматривали появление независимого курдского государства, а это самый страшный кошмар Анкары. Возможно, что сами эти утечки были лишь формой заигрывания с курдами, но турки – народ по-средиземноморски эмоциональный и впечатлительный, они вполне могут рискнуть и сыграть на опережение, посадив в Эль-Бабе марионеточное правительство. Дальнейшая атомизация Большого Ближнего Востока – вполне реальный вариант развития событий, а это не нужно никому, в том числе и США. Вне зависимости от того, какую стратегическую линию в этом конфликте изберет администрация Дональда Трампа.
В таком контексте наступление сирийских правительственных войск на Идлиб, анонсированное уже неоднократно, наконец-то может стать реальностью. Косвенное подтверждение тому – серьезное сокращение интенсивности боевых действий практически на всех фронтах. Под Дамаском правительственные войска остановились, загнав оставшиеся части «ан-Нусры» в Западной Гуте в кольцо у города Хан-аш-Шейх, и теперь ведут с джихадистами переговоры о сдаче, хотя ранее никакой пощады для «ан-Нусры» не предполагалось. Под Хомсом армия перешла к нанесению массированных артиллерийских ударов по противнику вместо практиковавшейся ранее тактики hit & run. А «Хезболла» и вовсе принялась проводить военные парады и праздники в недавно освобожденных городах, как будто других дел вообще нет.
Дополнительно есть данные о том, что правительственные войска ведут точечные операции против тех частей джихадистов, которые могут представлять угрозу за счет неожиданно появившегося у них американского оружия. Так, полковник Сухейль аль-Хассан, фактически командующий войсками в Алеппо, перенаправил бригаду «Тигров» на участок, где за последние дни участились атаки с применением американских противотанковых систем TOW. Особых проблем это не доставило, но было несколько десятков раненых, что раздражает. Возможно, что наступление в Алеппо, если оно состоится, все-таки будет носить не глобальный характер, а сосредоточится на южной части города. Там, кстати, были замечены российские БРДМ-2, но о составе их экипажей данных нет.
На этом фоне резко увеличилось число боестолкновений под Дейр-эз-Зором и в Латакии. В них принимает активное участие авиация правительственных войск, что может быть связано с переходом количества в качество после того, как сирийские летчики стали набираться опыта от российских коллег. В Дейр-эз-Зоре налетом уничтожен штаб разведки ИГИЛ, а под Хомсом – четыре высокопоставленных полевых командира группировки «Ахрар аш-Шам». Неожиданный прорыв достигнут и на крайнем южном направлении: в провинции Кунейтра в городе Ас-Сувейда правительственные войска при поддержке авиации уничтожили колонну бронетехники.
Если операция в Алеппо действительно начнется в ближайшее время, это ограничит возможности правительственной армии по организации наступательных действий на севере, что опять же вопрос выбора. Политическая ситуация сейчас меняется быстро, это мешает спокойно оценивать военные риски. С другой стороны, даже если турки продолжат продвигаться вглубь Сирии, освобождение Алеппо в тактическом плане представляется более выигрышной целью, чем атомизация страны и втягивание в конфликт совершено новых сил.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ